Шрила Шридхара Свами, изначальный комментатор Шримад Бхагаватам, объясняет, что брахмачарья включает в себя восемь аспектов:
1) смаранам: не думать о противоположном поле. Вместо этого следует думать о Кришне и служении Ему, которое дал духовный учитель. Запоминать любимые стихи или отрывки из шастр;
2) киртанам: не говорить о сексе (каком угодно – дозволенном или недозволенном, а также о счастье семейной жизни). Вместо этого следует говорить о Кришне и делиться своими реализациями с друзьями, другими брахмачари (качество серьезности);
3) кели: не заигрывать с противоположным полом (даже если по служению необходимо иметь с ним дело, свести его к минимуму);
4) прекшанам: не смотреть с вожделением на представителей противоположного пола. Вместо этого сосредоточить взгляд (или вспомнить) на своих любимых Божествах;
5) гухьябхашанам: не вести уединенных бесед с представителями противоположного пола. Вместо этого иметь близкие дружественные отношения с другими брахмачари (или возносить свои молитвы Божествам);
|
|
6) санкалпа: ни в какой ситуации не принимать решения вступать в близкие отношения с представителями противоположного пола – дозволенные или недозволенные. Ум отвечает за три вещи: мысли, чувства и желания. Сначала к нам в ум приходит какая-то мысль. Затем мы ее «обсасываем» и «обгладываем» с разных сторон. И если она кажется уму привлекательной, в нем возникает сильное желание, и мы начинаем действовать, чтобы его исполнить. Пресекайте ум на стадии мыслей. Но если это не удалось, и Ваши дела уже совсем плохи, обязательно поговорите с каким-нибудь заслуживающим доверия старшим преданным. Вам смогут помочь здесь не только брахмачарии или санньяси, но и зрелые преданные-грихастхи: они смогут очень живописно описать Вам реалии семейной жизни;
7) адхьявасая: не прилагать усилий к общению с противоположным полом (ситуация «бедный я, несчастный, никто меня не любит – вот она/он меня действительно понимает»). Прилагать усилия улучшить или получить лучшее общение с преданными, чем то, которое есть сейчас;
8) крияниврити: не заниматься сексом. Занятие им принесет больше проблем (здоровье и т.д.), чем Вы думаете. Контролируйте чувства, ум и деятельность при помощи преданного служения.
Образ жизни брахмачари – это самая благоприятная возможность посвятить себя служению Кришне и духовному учителю. Домохозяин не имеет такой возможности. Даже если он утвержден в сознании Кришны, у него есть множество семейных обязанностей, которые отнимают много времени. Например, Шрила Прабхупада впервые получил указание от Шрилы Бхактисиддхантаджи проповедовать сознание Кришны на английском языке в 1922 году. В 1932году он получил сразу первую и вторую инициации, а в 1936 году перед своим уходом Шрила Бхактисиддханта Сарасвати подтвердил свои наставления. Постоянно храня в сердце эти наставления, Шрила Прабхупада смог начать исполнять их лишь в 1944 году, когда он стал издавать свою газету «Назад к Богу». И в полной мере он посвятил себя проповеднической деятельности лишь в 1959 году, приняв санньясу.
|
|
В Шримад Бхагаватам говорится, что, пройдя обучение как брахмачари, человек может принять любой из трех оставшихся ашрамов: грихастхи, ванапрастхи или санньясы, - в зависимости от его готовности и решимости. Если человек может оставаться брахмачари и затем принять отречение – это самое лучшее. Никакая карма здесь не причем – преданное служение стирает влияние кармической обусловленности. Находясь в хорошем окружении зрелых преданных, человек легко и быстро, за несколько лет, может утвердиться в преданном служении (т.е. добраться до уровней ништхи, ручи и т.д.). А, утвердившись в преданном служении, он уже обладает достаточным разумом и вкусом, которые позволяют ему действовать на трансцендентном уровне – выше уровня брахмана и даже санньяси. Поэтому найштхика-брахмачарья, или «пожизненная» брахмачарья, – это реальность.
Материальный мир полон жизненных проблем. Случаются они и с брахмачариями. Но для найштхика-брахмачари вступление в брак не является приемлемым вариантом, подобно тому, как разумный человек понимает, что самоубийство не является решением. В действительности, у Кришны в запасе есть тысячи разнообразных решений, и самому выхода не видно, нужно просто посоветоваться с каким-нибудь зрелым, достойным доверия преданным.
Одним из могущественных видов оружия против Камадева является смирение и уважение. Как только преданный начинает считать себя великим брахмачари, то майя резко ставит его на место. Брахмачари – слуга каждого, и он относится ко всем женщинам как к почтенным матерям независимо от их возраста. Кто захочет выйти замуж за скромного, смиренного и порой бестолкового брахмачари? Женщине нужен защитник – сильный, смелый, великодушный мужчина, герой, на которого можно положиться. Поэтому выбирайте, кем вы хотите быть. Вместе с тем, брахмачари не должен грубить женщинам или шарахаться от них. Шрила Прабхупада говорил, что тем, кого беспокоит присутствие женщин, следует жить в лесу.
Для брахмачари, твердо освоившего философию и хорошую садхану, полезно больше путешествовать. Выездные проповеднические программы, распространение книг - все это наполняет жизнь разнообразием и способствует развитию духа отречения. Идеальный вариант – это «приклеиться» к какому-нибудь санньяси или старшему преданному в качестве слуги или помощника и путешествовать с ним.
Хорошим кандидатом в найштика-брахмачари является тот, кто умеет учиться, слушая других. Общаясь со зрелыми преданными-грихастхами, такой брахмачари сможет узнать обо всех никому не нужных хлопотах, которые несет с собой семейная жизнь, и избежать их заранее, без необходимости экспериментировать.
Брахмачари следует всегда оставаться чистым, простым и держаться подальше от политики, которая время от времени может возникать в храме или общине (что поделаешь, материальный мир L). Лучше терпеть обвинения в «асоциальной жизненной позиции», чем подвергать себя и других риску совершить вайшнава-апарадхи. Будучи утвержденным в брахманических принципах, подлинный брахмачари спокоен за свое будущее. Он знает, что Кришна всегда позаботится о нем. Преданному, который слишком уверен в себе, неизбежно предстоит пройти через грихастха-ашрам. Там, в конце концов, он пресытится тщетными попытками стать верховным контролирующим и, ругая себя за собственную глупость, будет исполнять свои семейные обязанности, пока, наконец, не придет пора отречения.
|
|
Проповедуя, следует быть очень осторожным в общении и избегать всевозможных «злачных» мест: баров, казино и т.д. Это не места для брахмачари. Следует поддерживать тело и одежду в идеальной чистоте и умеренно питаться. Не нужно есть на ночь, в особенности кисломолочного. Следует ограничить употребление сладкого и некоторых других продуктов, из которых для России актуальны, пожалуй, только баклажаны. Спать лучше на жестком – даже не на матрасе, а на коврике. Следите только, чтобы при этом Вас не продуло. Лучше всего спать на правом боку. Следующее по предпочтительности – на левом, затем на спине, и никуда не годится спать на животе. Читайте что-нибудь о Кришне на ночь и избегайте праджалпы, даже рискуя прослыть «необщительным». Жизнь в отречении предполагает одиночество – что касается обыкновенных отношений. Вместе с этим преданный всегда находится в тесном общении с гуру, Кришной в своем сердце, с другими серьезными вайшнавами, с которыми есть возможность обсуждать Кришна-катху.