Коррекция разрушительного поведения

Метод 1. Формирование пра­вильного поведения

Этот метод наиболее подходящ для щенков, но не­которые его элементы могут быть использованы и для коррекции поведения взрослых собак. Смысл его за­ключается в том, что вы активно формируете правиль­ное поведение щенка.

Прежде всего, позаботьтесь о том, чтобы со щен­ком большую часть его активного времени кто-нибудь находился. И не просто находился, а играл бы с ним в дозволенные игры и дозволенными игрушками.

Заметив, что собака пытается заниматься недозво­ленным делом, тут же предложите ей игрушку и игру с ней. На подрощенного щенка, застигнутого на месте преступления, можно прикрикнуть, о то и шлепнуть его, но сразу же предложить игру. Если вы дома, провоци­руйте ситуацию - оставляйте доступными привлека­тельные для щенка предметы и вовремя пресекайте его попытки заняться ими, тут же предлагая свой вари­ант поведения. Не просто запрещайте (отменить игро­вую мотивацию невозможно, она генетически запро­граммирована), но предлагайте другой путь ее удовле­творения. Кстати, не жалейте времени! Чем чаще вы занимаетесь воспитательными играми, тем более бу­дет гарантировано правильное поведение собаки.

Метод 2. Устранение возмож­ности совершения нежелатель­ного поведения

Самый простой путь не научить собаку жевать все, что ни попадается ей под ноги, предотвратить доступ к ценным и опасным предметам. Поднимите провода повыше, уберите с низких столиков, диванов и кресел пульты управления и личные вещи, уберите обувь в шкаф и закройте плотно двери. Поставьте мусорное ведро подальше. Держите двери закрытыми. Приучи­те себя к порядку и хвалите собаку по-настоящему, когда она жует свои игрушки.

Пока ваша собака еще не уничтожила дом и приле­гающую к нему территорию, можно предотвратить это,

ограничив ее свободу, когда вы отсутствуете. Помес­тите ее в клетку, вольеру, на балкон (если он приспо­соблен для этого!), в отдельную комнату (но не в ван­ную или туалет!), короче, туда, где нет особо ценных вещей. Буквально "засорите" эту комнату игрушками. Смысл такой акции заключается в том, что если жевать нечего, то придется научиться жевать игрушки.

Иногда помогает и намордник, особенно если его трудно снять, а вы уходите не надолго.

Метод 3. Устранение или сни­жение мотивации

Запретить потребности, которые приводят к дест­руктивному поведению, мы не в силах. Но мы можем снизить их величину или повысить величину других по­требностей, что заставит собаку заниматься безопас­ными формами поведения. Например, уходя на рабо­ту, создайте у собаки выраженную потребность в отды­хе - утомите ее (утомите!) прогулкой так, чтобы, придя домой, она хотела только одного - спать. Это, конеч­но, потребует от вас дополнительных усилий и време­ни, но зато сохранит не одну пару обуви, да и просто будет полезно для вашего здоровья. Оставляемый в одиночестве щенок должен быть сыт, чтобы не воз­никло в ваше отсутствие пищедобывающее поведе­ние. Накормив щенка, перед уходом можно еще раз наполнить миску пищей или оставить хорошую мясную кость или, на худой конец, сухожильную фирменную кость. Но бывают случаи, когда щенка слишком хоро­шо кормят, и ему нет необходимости долго мусолить мослы. В таком случае, наоборот, не кормите его или покормите немного, чтобы у него появилось желание заниматься костями. Компенсировать же отмененное кормление можно по возвращении.

Снизить зуд в деснах, возникающий при смене зу­бов, помогут морковь, яблоки, собачье печенье, упру­гие игрушки и кости.

Удовлетворить игровую потребность может боль­шое количество разнообразных игровых предметов. Для многих собак очень важно, чтобы игрушки сопро­тивлялись. Для них сшейте из старых джинсов боль­шую "колбасу" или пуфик, набитые тряпками, или предложите куски толстого резинового шланга. Попробуйте использовать игрушки, привязанные к ре­зинке. Всем собакам нравятся мячи.

Вот еще один совет. Приобретите большое количе­ство разнообразных игрушек, например, штук 16- 20. Половину из них вы оставляете щенку в первую неде­лю, вторую половину оставляете во вторую неделю. Количество игрушек даже не так важно, как их тип. Хо­рошая игрушка вызывает желание пожевать ее.

Для того, чтобы снять скуку и удовлетворить по­требность щенка в новой информации, придумывайте игрушки-сюрпризы и игрушки-загадки. Например, ухо­дя, сложите разбросанные по полу игрушки в картон­ную коробку. Если вы вчера оставляли газеты в пачке, сегодня сверните их в трубу. Некоторым собакам очень нравятся игрушки-пищалки, другим - крупные. Сего­дня они с интересом играют с резиновыми игрушками, завтра - с деревянными. Будьте готовы ко всему.

Сделайте игрушки еще более привлекательными для собаки. Для этого их можно намазать привлека­тельным для собаки маслом, мясом, колбасой, сыром, обмакнуть (или сварить) в курином или говяжьем буль­оне, можно засунуть в щелку твердой резиновой иг­рушки маленький кусочек сыра или копченой сосиски. Или возьмите кусок толстостенного резинового шлан­га, просверлите в нем дырки, набейте колбасой или сыром, а торцы заткните деревянными пробками.

Сделайте в игрушках дырочки или полости и налейте туда немного привлекательного для собаки масла.

Отдирать обои щенок может еще и потому, что их клей бывает казеиновым или костным. Попробуйте ос­тавить ему кусок костного клея или насыпьте в миску казеинового. А грызть стены и рыть в них норы им хо­чется при недостатке минеральных веществ, которые есть в любом куске мела.

И еще, научитесь уходить. Когда приходит время уйти из дома, просто уходите. Не говорите "до свида­ния" своей собаке, не обнимайте ее и не целуйте на прощанье. Вместо этого минут за 5 перед уходом не обращайте на собаку внимания. Повышенное внима­ние, резко сменяемое одиночеством, скорее всего вы­зовет состояние дискомфорта.

И еще один маленький секрет. Пусть все замеча­тельные для собаки предметы и явления появляются в связи с вашим уходом.

Метод 4. Выработка несовме­стимого поведения.

Смысл метода заключается в том, что собака не мо­жет делать два дела одновременно. И если вы найдете своей собаке постоянное занятие, достаточно безопас­ное для мебели, одежды и обуви, все будут довольны и счастливы. Собака будет знать, что она должна (а не просто "может") делать дома и если это станет для нее навыком, привычкой и только определенные предметы будут ассоциироваться у щенка с игровой и жевательной деятельностью. Правда, для этого понадобится время.

Кстати, возиться с разрешенными предметами, это тоже поведение, несовместимое с недозволен­ным. Поэтому всегда хвалите собаку, когда увидите, что она играет со своими игрушками. Научите ее нахо-

дить или показывать игрушки. Разбросайте игрушки по всей квартире и разыскивайте их вместе с собакой. Когда собака приносит вам игрушку, хвалите ее как можно выразительней и поиграйте с ней.

Теперь, когда ваша собака понимает, что такое иг­рушки, докажите ей, что с игрушками заниматься зна­чительно интереснее, чем с туфлями, носками или ножками стульев. Начните с фокуса, подготовьте ко­робку (ящик) с игрушками, возьмите любимейшую со­бачью игрушку, бросьте ее в коробку на глазах у соба­ки и скажите: "Где игрушка (назовите игрушку!)? Где коробка?" (Помните, ваши слова должны быть однооб­разными в течение нескольких недель обучения, по­этому выберите для себя удобный набор слов и запи­шите его, чтобы запомнить). Начните копаться в ящике вместе с собакой, помогая ей отыскать нужную игруш­ку. Если собака проявляет активность, хвалите его ну очень счастливым голосом. Когда вы с собакой обна­ружите игрушку, пусть она возьмет ее в пасть, а вы ее похвалите, дадите ей кусочек (например, сыра) и поиг­райте вволю игрушкой. Всегда держите ящик с игруш­ками в доступном для собаки месте. Но если щенок грызет ножки стола, поставьте ящик под стол.

Не кладите все игрушки в ящик. В зависимости от­того, что еще грызет ваш щенок, они понадобятся для отвлекающей терапии. Положите игрушки в непосред­ственной близости от предметов, пользующихся вни­манием собаки. Если она грызет подушку, то как мини­мум на подступах к ней должна обнаружить три типа разных игрушек, подходящих для этого дела. Если ще­нок крадет из шкафа туфли, а дверцы запереть нельзя, положите туда еще и игрушки, на которые он должен наткнуться, прежде чем доберется до туфель.

Часто на предпочтение игрушек оказывает влия­ние физиологическое состояние щенка. Во время

смены зубов он может предпочитать набитые игрушки, игрушки из картона или кусочки льда (они так приятно охлаждают воспаленные десны). Именно поэтому им часто нравится жевать намоченные водой, и затем за­мороженные куски веревки.

Повышенный интерес к жеванию может возникнуть еще и в 8, 9 или 10 месяцев, когда выходят последние коренные зубы. К этому времени у собаки уже мощная жевательная мускулатура и большие крепкие зубы. Ес­ли вы не научили его "цивилизованному" жеванию, он может прийести ощутимый урон вашему бюджету. В этом возрасте собаку может привлечь обычная нату­ральная палка. Их можно иметь много и одну натереть сыром, другую - мясом, третью - рыбой, а четвертую -печенью. Те, кто считает, что грызть палки нехорошо, а то и вредно для собаки, пусть попробует объяснить ей, что ножки мебели тоже делают из дерева.

Вот еще один интересный способ выработки несо­вместимого поведения". Всякий раз, когда вы возвра­щаетесь домой, настойчиво заставляйте собаку встречать вас с игрушкой в пасти. Сначала вам при­дется спрашивать собаку: "А где твоя игрушка?" Неси ее сюда!" и помогать ей отыскать нужную игрушку. Не "здоровайтесь" с собакой, то есть не воспроизво­дите ритуала встречи без игрушки в ее пасти. Со вре­менем, когда собака свяжет ваше появление с игруш­кой, она автоматически начнет искать ее, чтобы ини­циировать (ускорить, вызвать) ваше появление и по­приветствовать вас. Логично предположить, что, если игрушка окажется у собаки в пасти, она начнет жевать ее, а не мебель, чтобы снять состояние дискомфорта.

Часто разрушительное поведение происходит в те­чение первого часа вашего отсутствия. Попробуйте на­учить собаку ждать вас. Например, пошлите собаку на "место", уложите ее, оденьтесь и уйдите из квартиры.

Немедленно возвратитесь, если собака выскочит вам навстречу, снова пошлите ее на "место", там с ней и поздоровайтесь. Снова уложите ее на "место". Когда собака выполнит команду, похвалите ее - лучше всего косточкой. Примерно через десять минут повторите упражнение, на этот раз задержитесь за дверью на не­сколько минут дольше. Продолжайте тренировки в те­чение нескольких недель, всегда приветствуя собаку на "месте" и предлагая ей что-нибудь очень вкусное.

Метод 5. Отрицательное под­крепление

Метод отрицательного подкрепления, пожалуй, самый распространенный среди рекомендуемых и имеет множество вариантов.

Начните с самого простого. Если вы застигли соба­ку на месте преступления, вы должны либо использо­вать условное (закричать, отругать), либо натуральное (отшлепать, брызнуть водой и т.п.) отрицательное под­крепление. После чего немедленно найдите с собакой одну из ее игрушек и поиграйте ею. Это может научить вашу собаку не жевать ценные предметы, но не даст полной гарантии, что собака не совершит запрещен­ного действия, когда вас не будет дома. Хотя и в этом случае есть выход. Сделайте ценные для вас вещи не­привлекательными для собаки. Сделайте так, чтобы сами вещи "наказывали" собаку за недостойное пове­дение. Уже есть достаточно много спреев и соусов, на­несение которых на предметы, делает их безопасны­ми, но неприятными для собак. Зачем, спросит себя собака, жевать невкусное и неприятное, когда есть много таких ароматных и вкусных игрушек? Если в ближайшем зоомагазине вы не найдете отпугиваю­щих спреев, приготовьте горький соус сами. Возьмите

белок одного яйца, разболтайте в нем столовую ложку молотого красного перца и нанесите кисточкой этот коктейль на привлекательные для собаки вещи.

У животных очень острый нюх и странные запахо-вые предпочтения. Поэтому большинство собак не лю­бит запаха духов и одеколона. Попробуйте последо­вать совету М. Хоффмана - смешать духи с водой (1:10) и обрызгать этим раствором предметы, которые вы хотите уберечь от зубов вашего питомца. Лучше всего использовать дешевые духи - животные не мо­гут даже находиться рядом с ними. А вас это не введет в большие расходы.

Можно совместить описанные выше два приема, усилив при этом эффект запаховой маркировки. Соба­ки всегда предварительно нюхают то, что собираются съесть. Это дает основание для выработки условной отрицательной реакции. Например, намочите салфет­ку перечным соусом, ментолом или одеколоном, дай­те понюхать собаке, а затем натрите хорошо этой сал­феткой собачьи десны. Уверяю вас, собака будет вне себя от возмущения. А вы этим же снадобьем смажьте предметы (Вайтли Х.Э. Указ. соч.).

Немногим более сложный вариант предлагает Дж. Фишер (О чем думает ваша собака. - СПб.: Азбука, 1999): "Средство должно быть чрезвычайно неприят­ным для собаки, если вы хотите добиться гарантиро­ванного успеха. Вам понадобится бутылка "Bitter Apple" ("Горького яблока") в аэрозольной упаковке, две салфетки и дешевые духи.

Побрызгайте на одну салфетку духами, сильно разбавив их водой, а на другую "Горьким яблоком". Предложите собаке подушенную салфетку и, как толь­ко она понюхает ее, засуньте салфетку с "Горьким яб­локом" в пасть собаке и подержите ее закрытой в тече­ние нескольких секунд, - это очень неприятно.

Затем возьмите любимую игрушку (но такую, чтобы не жалко было выбросить), которую собака всегда хва­тает, как только увидит. Опрыскайте ее "Горьким ябло­ком" и оставьте где-нибудь в доступном месте. В не­скольких дюймах от игрушки, с той стороны, откуда пойдет собака, распылите водный раствор духов. Ваша собака приблизится, учует запах дешевых духов и либо вспомнит предшествующий опыт, либо проигнорирует его. В любом случае запах зафиксируется в ее памяти.

Если она подойдет, чтобы схватить игрушку, она выплюнет ее и забегает по комнате, отплевываясь и отряхиваясь. Теперь игрушку можно выбросить и за­менить чем-нибудь другим.

Затем распылите разведенные водой духи на рас­стоянии нескольких дюймов перед теми вещами, кото­рые вы хотите уберечь от собачьих зубов. Излюбленные предметы тоже надо опрыскать "Горьким яблоком".

Смысл в том, что вы с помощью запаха даете собаке сигнал о том, что продолжение тех действий, на которые она настроилось, ничего хорошего не сулит. Поскольку ду­хи разбавлены водой, запах, который способен воспринять человек, полностью исчезает. Чувствительность органов обоняния собаки ведь в сотни тысяч раз превышает нашу.

Приближаясь к намеченной жертве, чтобы ее поже­вать, собака чует запах-сигнал. Исходя из прошлого опы­та, собака думает: 'Только не это!" - и пятится назад".

Используйте мышеловку. Собака будет "приятно" удивлена, открыв дверцу шкафа с обувью и обнаружив там прыгающее устройство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: