ЛЕКЦИЯ 11
МУФТЫ
Это устройства для соединения валов и передачи между ними вра-
щающего момента.
Муфты могут передавать вращающий момент и валам, и другим дета-
лям (колёсам, шкивам и т.д.). Соединяют соосные и несоосные валы. Муфты
существуют потому, что всегда есть некоторая несоосность, перекосы, вза-
имная подвижность валов. Конструкции муфт весьма разнообразны. Простей-шая муфта сделана из куска ниппельной трубочки и соединяет вал электромо-торчика с крыльчаткой автомобильного омывателя стекла. Муфты турбоком-прессоров реактивных двигателей состоят из сотен деталей и являются слож-нейшими саморегулирующимися системами.
Группы муфт различают по их физической природе:
- муфты механического действия;
- муфты электрического (электромагнитного) действия;
- муфты гидравлического или пневматического действия.
Классы муфт различают по режиму соединения валов:
- нерасцепляемые (постоянные, соединительные) – соединяют валы по-
стоянно, образуют длинные валы.
- управляемые – соединяют и разъединяют валы в процессе работы, на-
|
|
пример, широко известная автомобильная муфта сцепления.
- самодействующие – срабатывают автоматически при заданном режиме
работы.
- прочие.
Основная характеристика муфты – передаваемый вращающий момент.
Существенные показатели – габариты, масса, момент инерции.
Муфта, рассчитанная на передачу определённого вращающего момен-
та, выполняется в нескольких модификациях для разных диаметров валов.
Муфты – автономные узлы, поэтому они легко стандартизируются.
Муфты рассчитывают по их критериям работоспособности:
- прочности при циклических и ударных нагрузках;
- износостойкости;
- жёсткости.
На практике муфты подбираются из каталога по величине передавае-
мого момента M = Mвала K, где Mвала – номинальный момент, определённый
расчётом динамики механизма, К – коэффициент режима работы: К = 1 ÷ 1,5
спокойная работа, лёгкие машины; К = 1,5 ÷ 2 переменные нагрузки, ма-
шины среднего веса (поршневые компрессоры); К = 2 ÷ 6 ударные на-
грузки, большие массы (прессы, молоты). Для двигателей транспортных ма-
шин К завышают на 20 ÷ 40 % в зависимости от числа цилиндров.
Жесткие муфты
Могут быть втулочными или фланцевыми.
Втулочные иногда называются глухими. Это самые простые конструкции и обычно применяются в лёгких машинах на валах диаметром до 70 мм. Требу-ют точной соосности, затрудняют
Рисунок 11.1 – Втулочные муфты
сборку-разборку, имеют малую жёсткость на изгиб. Их работоспособность определяется прочностью в местах крепления к валам.
Чаще применяются фланцевые жёсткие муфты, т.к. они допускают лёгкую сборку-разборку. Такие конструкции имеют две полумуфты в виде фланцев, устанавливаемых на концах валов с натягом и стянутых болтами.
|
|
Вращающий момент передаётся за счёт сил трения между фланцами, а когда болты вставлены без зазора, то также и болтами.
Рисунок 11.2 – Фланцевая муфта
Фланцевые муфты стандартизованы в диапазоне диаметров 12 ÷ 250 мм и передают моменты 0,8 ÷ 4500 кГ×м. В тяжёлых машинах фланцы приварива-ют к валам.