На сегодняшний день существует огромное количество направлений социальной помощи бизнеса обществу. Это благотворительные акции, спонсорство, патронаж и т.д.
Благотворительность – финансовая или иная поддержка общественных объединений, культурных и спортивных организаций и их программ, осуществляемая коммерческими структурами на безвозмездной основе. Благотворительность отличается от спонсорства тем, что не предполагает даже неформальных обязательств со стороны получивших поддержку.
С недавнего времени благотворительная деятельность стала регламентироваться действующим законодательством. На сегодняшний момент начал действовать адекватный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», или об эндаументе[1]. Принятие закона позволило сделать благотворительную деятельность более прозрачной для государства и удобной для бизнеса. Согласно разработанной схеме деньги от благотворителей поступают получателю, он передает их в управляющую компанию для инвестирования, прибыль налогами не облагается и идет на удовлетворение социальных потребностей получателя. По некоторым оценкам, российские компании ежегодно тратят на благотворительность около 0,5 млрд долл. США (не включая спонсорские проекты), из которых 80 % передаются региональным и муниципальным властям, а оставшиеся 20 % тратятся непосредственно на целевые программы и адресную помощь. По данным действующего в России филиала британского Объединения благотворительных организаций, российский бизнес тратит на благотворительность до 17 % чистой прибыли, что выше, чем в среднем на Западе. Но до сих пор благотворительная деятельность носит в основном спонтанный характер. Компании практически не контролируют то, как расходуются благотворительные средства. Мотивы благотворительной деятельности в основном не носят экономического характера. По мнению опрошенных, благотворительность влияет скорее не на собственно экономические показатели, а на улучшение имиджа, взаимоотношений с партнерами, деловой средой, властями. Благотворительная деятельность в России зачастую выступает как источник дополнительных (добровольно принудительных) сборов с предпринимателей, которые не нормируются и расходуются совершенно бесконтрольно, а в худшем случае могут использоваться в коррупционных сделках, маскируя цепочку передачи взятки чиновникам.
Меценатство – в широком его понимании – безвозмездное покровительство наук и искусства, связанное с финансированием каких-либо социально значимых проектов в этих областях деятельности. Меценатство, как правило, не предполагает получение какой-либо личной выгоды от финансирования данных проектов.
Патронаж – долгосрочное финансовое и организационное покровительство, оказываемое коммерческой структурой общественному объединению, организации социальной или культурной сферы. Патронаж предполагает неформальные, личностные обязательства представителей патронируемой организации (объявлять название фирмы-патрона на своих мероприятиях, сообщать о патронажной деятельности фирмы при общении с представителями власти или других общественных объединений).
Спонсорство – вклад в основном финансовый (или другими ресурсами, например, техникой и т.п.) со стороны коммерческой фирмы в тот или иной социальный или культурный проект, в котором фирма непосредственно не участвует. Спонсорская поддержка допускает договор между спонсором и спонсируемым общественным объединением (спонсорский договор) об обязательстве последнего создавать публикации для спонсора. В России лидерами корпоративной благотворительности являются такие компании, как «ЛУКОЙЛ», «АКФ», «Система» (табл. 10).
Таблица 10
Лидеры корпоративной благотворительности в России
Компания | Ранг | Затраты на благотворительность в 2009 г., руб. | ||
ОАО «Банк “Уралсиб”» | 240 000 000 | |||
ОАО «АФК “Система”» | 1 468 400 000 | |||
ОАО «Вольскцемент» | 15 369 000 | |||
ОАО «Авиационная компания “Трансаэро”» | 31 467 414 | |||
ОАО «ЛУКОЙЛ» | 3 200 000 000 | |||
ОАО «Бинбанк» | 12 169 807 | |||
ОАО «Минерально- химическая компания “Еврохим”» | 202 850 000 | |||
«Алкоа Россия» | 14 209 000 | |||
ОАО «Трубная метал- лургическая компания» | 264 200 000 | |||
ОАО «Северсталь» | 448 204 000 |
Таблица 11.
Ранг «Корпоративной несправедливости» (2010 г.)
Ранг | Компания | Численность сотрудников, чел. | Коэффи- циент социального первенства, тыс. руб. | Вознаграж-дения руководства, тыс. руб. | Зарплата сотрудни- ков, тыс. руб. |
ТНК-ВР | 37 781 | 8 677 099 | 55 716 | ||
ВТБ 24 | 16 620 | 5 414 715 | 40 499 | ||
Балтика (ПК) | 11 087 | 5 083 643 | 41 709 | ||
ПИК (ГК) | 11 000 | 3 480 769 | 29 720 | ||
Вимм-Билль-Данн | 14 052 | 4 904 819 | 42 268 | ||
Норильский никель | 83 921 | 6 691 258 | 59 235 | ||
Газпром | 386 000 | 5 484 127 | 50 542 | ||
Акрон | 13 413 | 1 826 389 | 19 857 | ||
РЖД | 1 055 600 | 2 216 247 | 24 569 | ||
Славнефть | н/д | 3 387 774 | 37 684 | ||
Альфа-Банк | 14 117 | 5 458 463 | 61 037 | ||
Уралсиб (банк) | 11 231 | 3 835 162 | 46 311 | ||
МХК «Еврохим» | 20 034 | 2 513 113 | 34 419 | ||
Магнит | 75 745 | 944 604 | 13 042 | ||
Полюс – Золото | 15 435 | 2 129 310 | 30 107 | ||
Х5 Retail Group | 68 457 | 1 630 991 | 25 413 | ||
ХКФБ | 15 586 | 1 380 794 | 22 431 | ||
Дикси | 15 000 | 1 422 736 | 23 782 | ||
Банк Москвы | 10 420 | 3 148 810 | 55 191 |
Во многих крупных корпорациях высок коэффициент социального неравенства (табл. 11). В прил. 2 представлен рейтинг социально ответственных компаний, действующих на территории США. В прил. 3 представлен рейтинг независимого экологического рейтингового агентства социально и экологически ответственных компаний, построенный на основе показателей «прозрачность отчетности» и «интегральные воздействия на среду».