Основные направления социальной помощи

На сегодняшний день существует огромное количество направлений социальной помощи бизнеса обществу. Это благотворительные акции, спонсорство, патронаж и т.д.

Благотворительность – финансовая или иная поддержка общественных объединений, культурных и спортивных организаций и их программ, осуществляемая коммерческими структурами на безвозмездной основе. Благотворительность отличается от спонсорства тем, что не предполагает даже неформальных обязательств со стороны получивших поддержку.

С недавнего времени благотворительная деятельность стала регламентироваться действующим законодательством. На сегодняшний момент начал действовать адекватный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», или об эндаументе[1]. Принятие закона позволило сделать благотворительную деятельность более прозрачной для государства и удобной для бизнеса. Согласно разработанной схеме деньги от благотворителей поступают получателю, он передает их в управляющую компанию для инвестирования, прибыль налогами не облагается и идет на удовлетворение социальных потребностей получателя. По некоторым оценкам, российские компании ежегодно тратят на благотворительность около 0,5 млрд долл. США (не включая спонсорские проекты), из которых 80 % передаются региональным и муниципальным властям, а оставшиеся 20 % тратятся непосредственно на целевые программы и адресную помощь. По данным действующего в России филиала британского Объединения благотворительных организаций, российский бизнес тратит на благотворительность до 17 % чистой прибыли, что выше, чем в среднем на Западе. Но до сих пор благотворительная деятельность носит в основном спонтанный характер. Компании практически не контролируют то, как расходуются благотворительные средства. Мотивы благотворительной деятельности в основном не носят экономического характера. По мнению опрошенных, благотворительность влияет скорее не на собственно экономические показатели, а на улучшение имиджа, взаимоотношений с партнерами, деловой средой, властями. Благотворительная деятельность в России зачастую выступает как источник дополнительных (добровольно принудительных) сборов с предпринимателей, которые не нормируются и расходуются совершенно бесконтрольно, а в худшем случае могут использоваться в коррупционных сделках, маскируя цепочку передачи взятки чиновникам.

Меценатство – в широком его понимании – безвозмездное покровительство наук и искусства, связанное с финансированием каких-либо социально значимых проектов в этих областях деятельности. Меценатство, как правило, не предполагает получение какой-либо личной выгоды от финансирования данных проектов.

Патронаж – долгосрочное финансовое и организационное покровительство, оказываемое коммерческой структурой общественному объединению, организации социальной или культурной сферы. Патронаж предполагает неформальные, личностные обязательства представителей патронируемой организации (объявлять название фирмы-патрона на своих мероприятиях, сообщать о патронажной деятельности фирмы при общении с представителями власти или других общественных объединений).

Спонсорство – вклад в основном финансовый (или другими ресурсами, например, техникой и т.п.) со стороны коммерческой фирмы в тот или иной социальный или культурный проект, в котором фирма непосредственно не участвует. Спонсорская поддержка допускает договор между спонсором и спонсируемым общественным объединением (спонсорский договор) об обязательстве последнего создавать публикации для спонсора. В России лидерами корпоративной благотворительности являются такие компании, как «ЛУКОЙЛ», «АКФ», «Система» (табл. 10).

Таблица 10

Лидеры корпоративной благотворительности в России

Компания Ранг Затраты на благотворительность в 2009 г., руб.
     
ОАО «Банк “Уралсиб”»       240 000 000
ОАО «АФК “Система”»       1 468 400 000
ОАО «Вольскцемент»       15 369 000
ОАО «Авиационная компания “Трансаэро”»       31 467 414
ОАО «ЛУКОЙЛ»       3 200 000 000
ОАО «Бинбанк»       12 169 807
ОАО «Минерально- химическая компания “Еврохим”»       202 850 000
«Алкоа Россия»       14 209 000
ОАО «Трубная метал- лургическая компания»       264 200 000
ОАО «Северсталь»       448 204 000

Таблица 11.

Ранг «Корпоративной несправедливости» (2010 г.)

Ранг Компания Численность сотрудников, чел. Коэффи- циент социального первенства, тыс. руб. Вознаграж-дения руководства, тыс. руб. Зарплата сотрудни- ков, тыс. руб.
  ТНК-ВР 37 781   8 677 099 55 716
  ВТБ 24 16 620   5 414 715 40 499
  Балтика (ПК) 11 087   5 083 643 41 709
  ПИК (ГК) 11 000   3 480 769 29 720
  Вимм-Билль-Данн 14 052   4 904 819 42 268
  Норильский никель 83 921   6 691 258 59 235
  Газпром 386 000   5 484 127 50 542
  Акрон 13 413   1 826 389 19 857
  РЖД 1 055 600   2 216 247 24 569
  Славнефть н/д   3 387 774 37 684
  Альфа-Банк 14 117   5 458 463 61 037
  Уралсиб (банк) 11 231   3 835 162 46 311
  МХК «Еврохим» 20 034   2 513 113 34 419
  Магнит 75 745   944 604 13 042
  Полюс – Золото 15 435   2 129 310 30 107
  Х5 Retail Group 68 457   1 630 991 25 413
  ХКФБ 15 586   1 380 794 22 431
  Дикси 15 000   1 422 736 23 782
  Банк Москвы 10 420   3 148 810 55 191

Во многих крупных корпорациях высок коэффициент социального неравенства (табл. 11). В прил. 2 представлен рейтинг социально ответственных компаний, действующих на территории США. В прил. 3 представлен рейтинг независимого экологического рейтингового агентства социально и экологически ответственных компаний, построенный на основе показателей «прозрачность отчетности» и «интегральные воздействия на среду».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: