Применение данных психодиагностики в педагогической и социальной практике

Мы имеем дело с двумя видами психодиагностических обследований – массовыми и индивидуальными.

Массовые обследования ставят задачу классификации явлений (психологического диагноза) и прогноза.

Индивидуальное обследование ориентировано на все возможные задачи: диагноз, прогноз, анализ.

1 проблема – передача психологической информации.

В педагогической практике часто бывают такие ситуации, когда данные психодиагностики – психологический диагноз – используются для воздействия на жизнь клиента другими людьми – педагогами, родителями, воспитателями и др. Сообщая этим лицам результаты психодиагностического обследования, психолог должен исходить из того, что каждый из пользователей его информации должен быть подготовлен к ее восприятию и применению. Надо, сообщая информацию, использовать данные объективных, стандартизированных методов, чтобы пользователь получил более или менее долгосрочный прогноз. Например, школьный психолог, сообщая информацию о причинах плохой успеваемости школьника, показывает роль пользователя этой информации в происхождении и возможном устранении этих причин.

2 проблема – процедура получения психологической информации.

Так, проведение массовых обследований, например, готовности детей к школе, предполагает достаточно длительное присутствие психолога в обследуемой популяции. Психолог должен тщательно контролировать эту ситуацию по следующим критериям: нераспространение показателей оценки результатов работы детей; нераспространение оценочной психологической информации. Кроме того, психолог должен так подготовить тестовый материал, чтобы исключить возможность подготовки клиента к нормативному реагированию на задание. С этой целью надо иметь (особенно для ситуаций массового индивидуального обследования) несколько вариантов тестовых заданий.

При проведении массового психодиагностического обследования выбор заданий очень важен, чтобы исключить восприятие ситуации обследования как ситуации экзаменационной, т.е. снять ориентацию действий исследуемого на некий правильный, хороший результат. При исследовании детей это необходимо учитывать и через отношение их родителей к ситуации обследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: