В юности резко активизируется ценностно-ориентационная деятельность, т.е. наиболее значима для юноши оценка со стороны и построение своей жизни по социальным нормам, это проявляется в самосознании, которое, по В.С. Мерлину, представлено следующей психологической структурой:
1. Сознание своей тождественности (от рождения до 3 лет),
2. Сознание собственного “Я” как активного начала (от 3 лет),
3. Осознание своих психических свойств и качеств,
4. Создание системы социально-нравственных самооценок.
Есть 2 способа самооценки:
1. Умение соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом,
2. Сопоставление мнений окружающих о себе.
Образы собственного “Я” неоднозначны, в них сочетаются “идеальное я” и противоречия, а это ведет к повышенному интересу к себе (ведение дневника), сильно чувство одиночества, непонятости окружающими. Но эти трудности успешно преодолеваются, ведь, в целом, это счастливый возраст.
В юности сильна потребность в рефлексии, самоанализе, а это признак развитой личности. Кроме самооценки, идет формирование и самоуважения – обобщенная самооценка, степень принятия или неприятия себя как личности.
|
|
Уровень самоуверенности устойчив, хотя длительные удачи или неудачи могут повышать или понижать его. Кроме того, на него влияют такие факторы, как отношение родителей, положение среди сверстников.
В юности часто меняются ценностные стереотипы. Часта переоценка способностей, самоуверенность, но жизнь расставляет все по своим местам. Другая крайность – самоуничижение, неверие в свои силы, поэтому важно почаще создавать ситуации, в которых он бы видел, что он медленно, но движется к достижению его цели.
Учебная деятельность предъявляет огромные требования к умственной активности и самостоятельности, трудности возникают от неумения учиться. Растет сознательное отношение к учебе, оно связано с новой мотивацией.
По В.А. Крутецкому, новые мотивы учения таковы: самоопределение, подготовка к самостоятельной жизни, стремление приносить пользу, необходимость знаний в практике жизни. Редкость для юноши – ровное отношение ко всем школьным предметам. На избирательное отношение к предметам уже в меньшей степени влияет личность учителя, а в большей – осознанный интерес, связанный с профессиональным направлением. Идет интенсивное развитие познавательных процессов; юноши самостоятельно разбираются в математике, аргументировано и критично мыслят, выдают оригинальные идеи, любимые темы споров – этические, нравственные.
Большинство старшеклассников любит самые разные формы работы, связанные с исследованием, поэтому учитель обязан научить детей техникам добычи знаний, рациональным приемам использования времени, планированию.