Развитие самосознания и особенности интеллектуальной деятельности в юношеском возрасте

В юности резко активизируется ценностно-ориентационная деятельность, т.е. наиболее значима для юноши оценка со стороны и построение своей жизни по социальным нормам, это проявляется в самосознании, которое, по В.С. Мерлину, представлено следующей психологической структурой:

1. Сознание своей тождественности (от рождения до 3 лет),

2. Сознание собственного “Я” как активного начала (от 3 лет),

3. Осознание своих психических свойств и качеств,

4. Создание системы социально-нравственных самооценок.

Есть 2 способа самооценки:

1. Умение соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом,

2. Сопоставление мнений окружающих о себе.

Образы собственного “Я” неоднозначны, в них сочетаются “идеальное я” и противоречия, а это ведет к повышенному интересу к себе (ведение дневника), сильно чувство одиночества, непонятости окружающими. Но эти трудности успешно преодолеваются, ведь, в целом, это счастливый возраст.

В юности сильна потребность в рефлексии, самоанализе, а это признак развитой личности. Кроме самооценки, идет формирование и самоуважения – обобщенная самооценка, степень принятия или неприятия себя как личности.

Уровень самоуверенности устойчив, хотя длительные удачи или неудачи могут повышать или понижать его. Кроме того, на него влияют такие факторы, как отношение родителей, положение среди сверстников.

В юности часто меняются ценностные стереотипы. Часта переоценка способностей, самоуверенность, но жизнь расставляет все по своим местам. Другая крайность – самоуничижение, неверие в свои силы, поэтому важно почаще создавать ситуации, в которых он бы видел, что он медленно, но движется к достижению его цели.

Учебная деятельность предъявляет огромные требования к умственной активности и самостоятельности, трудности возникают от неумения учиться. Растет сознательное отношение к учебе, оно связано с новой мотивацией.

По В.А. Крутецкому, новые мотивы учения таковы: самоопределение, подготовка к самостоятельной жизни, стремление приносить пользу, необходимость знаний в практике жизни. Редкость для юноши – ровное отношение ко всем школьным предметам. На избирательное отношение к предметам уже в меньшей степени влияет личность учителя, а в большей – осознанный интерес, связанный с профессиональным направлением. Идет интенсивное развитие познавательных процессов; юноши самостоятельно разбираются в математике, аргументировано и критично мыслят, выдают оригинальные идеи, любимые темы споров – этические, нравственные.

Большинство старшеклассников любит самые разные формы работы, связанные с исследованием, поэтому учитель обязан научить детей техникам добычи знаний, рациональным приемам использования времени, планированию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: