Источниками для методов исследования в педагогической психологии может служить 3 принципиально разных возможности получения научной информации:
I. L-данные – это данные, полученные путем регистрации жизни человека и основанные на наблюдениях и экспертных оценках.
Основные требования к получению экспертных оценок (по В.Н.Мельникову, Л.Г.Ямпольскому) таковы:
1) черты должны определяться в терминах наблюдаемого поведения;
2) эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением испытуемого длительное время;
3) необходимо не менее 10 экспертов на одного обследуемого;
4) ранжирование испытуемых должно производиться экспертами только по одной черте за 1 раз.
II. Q-данные – опросники и другие методы самооценки.
III. Т-данные – данные объективных тестов (их – 12 основных групп, по Кеттеллу).
По Б.Г. Ананьеву, все методы исследования делятся на 4 группы: организационные методы, эмпирические, методы обработки данных, интерпретационные (см. атлас М.В.Гамезо, И.А.Домашенко), но существуют и другие классификации методов на группы, например, методы теоретические и эмпирические, или основные и вспомогательные. В практической деятельности каждого отдельного преподавателя основными выступают наблюдение и беседа с последующим анализом продуктов учебной деятельности обучаемых.
|
|
Наблюдение – основной эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека.
Беседа – широко распространенный в педагогической психологии и в педагогической практике эмпирический метод получения информации о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.
Анкетирование – эмпирический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету.
Метод анализа продуктов деятельности. Целенаправленный, систематический анализ сочинений, изложений, текстов устных и письменных сообщений (ответов учащихся).
Тестирование – психодиагностические методы использования стандартизированных тестовых методик выявления и количественной оценки уровня развития познавательных, интеллектуальных, типологических и личностных особенностей учащихся и педагогов, структуры межличностных взаимоотношений и взаимодействия в коллективах.
Эксперимент – основной эмпирический метод научного исследования.
Любой вид эксперимента включает следующие этапы:
1) постановка цели: конкретизация гипотезы в определенной задаче;
2) планирование хода эксперимента;
3) проведение эксперимента: сбор данных;
4) анализ полученных экспериментальных данных;
5) выводы, которые позволяют сделать экспериментальные данные.
|
|
Различается лабораторный и естественный эксперимент. И лабораторный, и естественный подразделяются на констатирующий и психолого-педагогический формирующий эксперимент. Констатирующий используется в тех случаях, когда надо установить наличное состояние уже имеющихся явлений. В ходе формирующего эксперимента изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, способностей и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием.
Важно соблюдать при использовании комплекса методов этапы психологического исследования: 1 – подготовительный, 2 - сбор данных, 3 - количественная обработка полученных данных, 4 - интерпретация полученных данных.