Эстетическое начало присуще всем видам спорта как проявление совершенства физической природы человека, однако, в таких видах спорта, как фигурное катание на коньках, спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду и акробатика, прыжки на батуте и в более молодых, таких как фигурное катание на водных лыжах, синхронное плавание, фристайл, мера эстетичности максимальна уже в силу определенной направленности правил (таблица …).
Таблица …. Эстетические требования, регламентированные правилами состязаний в видах спорта со сложной координацией движений.
№№ Требования Виды спорта
пп_______________ с/г! Ф/к! х/г!акр.!п/в!бат.
1. Легко + + + +
2. Выразительно + + + +
3. В соответствии с музыкой + + + +
4. С хорошей осанкой + + + +
5. Четко + + + +
6. Уверенно + + +
7. С большой амплитудой
движений + + +
8. Грациозно + +
9. Безукоризненно + +
10.С высоким полетом
(в прыжках) + +
11.Виртуозно +
12. Чисто +
13.На большой скорости + +
14. Ритмично + +
15. Точно +
16. Плавно +
17. В соответствии с индиви-
дуальными особенностями +
|
|
18. Слаженно, синхронно + +
19. Мягко +
20. Артистично +
21. С высокой степенью
владения телом +
22. Элегантно +
23. Непринужденно +
24. Естественно +
25. Изящно +
26. Свободно + +
Примечание: с/г – спортивная гимнастика; ф/к – фигурное катание;
х/г – художественная гимнастика; акр. - акробатика;п/в - прыжки в воду; бат. - батут.
В этих видах оценка совершенства исполнения упражнении ставится в зависимость не от объективно измеряемых физических величин - метров, секунд, килограммов, а производится субъективно - судьями-арбитрами, оценивающими спортивные выступления визуально, не опираясь на показания измерительных приборов.
Повышение трудностей произвольных композиций в технико-эстетических видах спорта все чаще ставит судей - оценщиков в затруднительное положение. Все большее число спортсменов включает в свою произвольную программу максимум элементов высшей
трудности и выполняет их технически совершенно. При такой ситуации лишь эстетическая сторона может служить тем, трудно уловимым моментом, который дает возможность качественного различения выступления спортсменов. Однако проблема оценки качества и исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта недостаточно решена и освещена в научных исследованиях. В то же время в последние годы интенсивно развивается новое направление исследований, связанное с количественным описанием качества предметов или процессов, которое получило название "квалиметрия". Использование квалиметрических положений в оценке эстетичности исполнительского мастерства спортсменов позволяет по-новому осветить некоторые старые проблемы, выявить возникшие на стыках этих наук новые аспекты исследований.
|
|
Под исполнительским мастерством в технико-эстетических видах спорта понимается высокий уровень умений и достижений искусного выполнения соревновательных упражнений (композиций, комбинаций).
Принципом исполнительского мастерства является единство функции и формы, а эстетическим критерием - общественная и биологическая целесообразность.
По существу, исполнительское мастерство - умение показать физические, спортивно-технические возможности спортсмена и передать их в художественном оформлении при выполнении композиции в целом.
В понятие исполнительского мастерства входит спортивная подготовка на уровне кандидата в мастера, мастера спорта и мастера спорта международного класса. Таким образом, исполнительское мастерство, согласно имеющимся в спортивной классификации указанным градациям, имеет три уровня. Кроме этого, в спортивной практике сформировалось устойчивое понятие - высшее исполнительское мастерство. К нему относят спортсменов наиболее высокого класса - чемпионов и призеров страны, Европы, Мира, Олимпийских игр.
Совершенствование исполнительского мастерства в практике спортивной тренировки осуществляется по двум направлениям. Во-первых, совершенствуется качество исполнения соревновательных упражнений в рамках ранее освоенных технических элементов без принципиального изменения композиционного и эстетического содержания. Во-вторых, создаются новые оригинальные элементы, соединения и каскады, основанные на использовании новых композиционных и биомеханических идей, на применении педагогических приемов обучения (тренажеры и т.п.).
Эстетический аспект обязывает изучать исполнительское мастерство о точки зрения модели эстетического отношения человека к действительности.
В ее основе лежит теоретическая концепция о ценностной природе эстетического в двигательных проявлениях спортсменов. Модель включает в себя четыре взаимно дополняющих друг друга компонента: структуру изучаемого явления, его ценность или соответствие назначению, красоту внешней формы, художественную выразительность, раскрывающую эстетически значимое содержание.
Определенные требования к эстетическим показателям соревновательных упражнений отражены в правилах соревнований многих видов спорта. Если соединить эти требования (табл.1), то обнаружится различие подходов к их выбору. Для большей наглядности все сопоставимые показатели можно разделить на 2 группы: основные (общие для видов спорта со сложной координацией движений) и особо выделяемые. К основным относятся как спортивно-технические, так и показатели стиля исполнения. Причем различия в требованиях основных показателей сводятся, как правило, к их различным группировкам. Например, в перечне требований правил состязаний по спортивной гимнастике все показатели основной группы выступают в нерасчлененном виде, а такой показатель, как виртуозность исполнения упражнений попадает в группу особых признаков. В требованиях правил фигуристов, напротив, группа основных разделяется на ряд составляющих, заполняя почти все строки таблицы.
Во всех случаях так и остается неясным, почему выделялось разное число требований: 3 в акробатике, 10 в спортивной и художественной гимнастике, 17 в фигурном катании.
По-видимому, ни один из представленных в общем-то достаточно содержательных перечней не может быть признан оптимальным без детального анализа его обоснований.
Из сказанного следует, что эстетические показатели спортивно-технического мастерства в группе видов спорта со сложной координацией движений, во-первых, должны быть выведены на основе анализа; во-вторых, простые перечни требований даже при сведении в отдельные группы не могут составить целостной системы, если не будет установлена их четкая внутренняя связь.
|
|
Все формулировки понятий эстетических показателей спортивно-технического мастерства могут быть объединены в четыре совокупности, связанные с проявлением таких сторон исполнения упражнений, как:
- состав элементов соединений;
- соподчиненность элементов и их целостность;
- динамичность исполнения;
- художественное оформление композиции.
В таблице 2 для каждой из перечисленных выше характеристик подгрупп эстетических показателей дается перечень единичных эстетических показателей.
Таблица 2. Эстетические показатели спортивно-технического мастерства.
Подгруппы показателей Единичные показатели
|
соединений (каскадов)
Соподчиненность
элементов и
целостности
|
|
|
Динамичность
исполнения
композиции
Художественное
оформление
композиции
Оценка эстетических показателей проводится в два этапа:
1) сравнительный анализ групповых и единичных показателей;
2) их оценка.
За критерий эстетической оценки принимается ранжированный ряд спортсменов одинакового класса, составляемый на основе действующих требований EBCK и условных модельных (идеальных) характеристик, утвержденных спортивными федерациями и (или) отобранных специалистами.
Процесс оценки эстетических показателей включает выбор модельных характеристик, проведение сравнительного анализа оцениваемого спортсмена и определение численных значения эстетических показателей в баллах с использованием экспертных методов,
Можно отметить еще два принципа, которые могут служить исходными при анализе эстетических показателей спортивно-технического мастерства в группе видов спорта со сложной координацией движений.
1. Предполагается, что исполняемые упражнения (композиция), достаточно полно и всесторонне отвечающие комплексу предъявляемых к ним требований, регламентированных правилами соревнований, т.е. такие упражнения, все характеристики которых (кроме собственно эстетических) уже получили высокую оценку, имеют объективные предпосылки быть полноценными и в эстетическом плане. Напротив, технически несовершенные, с недостаточной безукоризненностью выполненные упражнения оказываются, в конечном счете, и эстетически неполноценными.
2. Эстетическая ценность исполняемых упражнений должна рассматриваться с двух сторон: с формально-эстетической и с содержательно-эстетической. Это означает, во-первых; что внешним носителем эстетических свойств является гармонизированная форма, которая уже сама по себе может заключать известное эстетическое содержание: организацию ритмической структуры, артистизм, экспрессию и пластику движений и т.д. Во-вторых, необходимо учитывать, что подобное выражение упражнений может оказаться "показным блеском" (вычурностью), а само исполнение упражнений (композиции), следовательно, эстетически ложным в своей основе. Лишь при соответствии гармонизированной структуры групповых и единичных показателей (см. табл.2), соответствующих целевому назначению композиции, специфической для каждой дисциплины группы сложнокоординационных видов спорта, можно говорить о подлинной красоте, спортивно-техническом совершенстве.