Вопрос №5 все культуры равные, но разные (Ф. Боас)

Основные тенденции этнопсихологических исследований (релятивизм, абсолютизм, универсализм).

Релятивизм:

· все психологические феномены обусловлены культурным контекстом

· максимизация межкультурных различий в содержании и структуре психических процессов

· чувство уважения к каждому изучаемому народу

· все культуры равные, но разные (Ф. Боас)

· мало интересуются установлением сходства между ними, а различия интерпретируют с качественной, а не с количественной точки зрения

· стремятся избежать даже намека на предпочтение собственной группы

· пытаются понять людей на «их собственном языке» и «исходя из их ценностей»

· описание и оценку любых явлений с точки зрения внешнего наблюдателя они рассматривают как унижение [с. 74]людей

· проводят emic исследования, избегающие сравнений и использующие методы, специально созданные для данной культуры и на ее языке

Абсолютизм:

· абсолютизация сходства между культурами: отрицается любая специфика, игнорируются очевидные различия между ними

· в исследованиях используются неадаптированные стандартные методики

· осуществляют оценочные сравнения

· культуры одинаковые, но неравные

· псевдо -etic подход или «навязанный» etic подход.

· при проведении исследований исходят из ценностей и норм собственной культуры

· есть более сложный случай проявления абсолютистских тенденций, в котором культуры равные и одинаковые (Коул), наличие различий объясняют неспособностью существующих методик выявить внутреннее сходство между психологическими явлениями.Использование emic — подхода.

Универсализм:

· единство психики с возможными достаточно существенными внешними различиями

· базовые психологические процессы являются общими для человеческих существ повсюду на Земле, но на их развитие и проявления серьезное влияние оказывает культура

· К ультуры равные, внешне разные, но в основе своей одинаковые

· В исследованиях проводятся сравнения, но с большими предосторожностями, со стремлением избежать оценок и предпочтения своей культуры

· Используются стандартные методики, но обязательно адаптированные к каждой изучаемой культуре

· Главный вопрос: в какой степени и какими способами культура влияет на внутренний мир человека?

· комбинированный подход (etic—emic—etic).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: