Этап дифференциации звуков речи. Этап дифференциации звуков речи является обязатель­ным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе

Этап дифференциации звуков речи является обязатель­ным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями


симптоматики нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей. Известно, что в массовой школе дифферен­циация звуков проводится лишь в том случае, когда звуки заменяются в устной речи. А во вспомогательной школе этап дифференциации звуков проводится даже в том случае, ког­да звук искажается. Это связано с недоразвитием речеслухо-вой дифференциации звуков речи, которое приводит к боль­шому количеству замен в письменной речи умственно отста­лых детей.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в сле­дующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формиро­вание фонематического анализа и синтеза.

Особенно важно проводить дифференциацию фонетичес­ки близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, сви­стящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их со­став, которые чаще всего нарушаются у умственно отсталых детей. Определена следующая последовательность дифферен­циации звуков: б—п,д — т,г — к,з — с,ж—ш,с — ш,з — ж, ц — с, ч — т, ч — щ.

В процессе развития дифференциации звуков предлага­ются задания на имитацию слогов, например при дифферен­циации с — з: сазаса, за— са— са к т.д. Эффектив­ным методом, работы является определение фонетической правильности слова. Детям предлагаются слова и асеман-тичные звукосочетания, отличающиеся фонетически сход­ными звуками (кольцо — кольсо, ластощка — ласточка и т.д.).

Логопедическая работа по дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: 1) предвари­тельный этап работы над каждым из смешиваемых звуков, 2) этап слуховой и произносительной дифференциации сме­шиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произноси­тельный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану: а) уточнение арти­куляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактиль­ное восприятие, кинестетические ощущения, б) выделение звука на фоне слога, слова, определение места отрабатыва­емого звука.

На втором этапе сравниваются конкретные смешиваемые звуки в произносительном и слуховом плане. Большое мес­то отводится развитию фонематического анализа и синтеза.

Конкретная методика работы представлена в разделах "Раз­витие фонематического восприятия", "Развитие фонемати­ческого анализа и синтеза".






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: