Тема. Автоматизация звука с в словах, состоящих из 2-3 слогов со стечением согласных.
Цели. Закрепление произношения звука с в словах со стечением согласных; развитие фонематического анализа; дифференциация обобщающих понятий овощи и фрукты, расширение и уточнение лексики по этим темам; закрепление в речи правильных форм родительного падежа множественного числа.
Содержание занятия 1. Организационный момент.
2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука с.
3. Классификация картинок с изображением овощей и фруктов. На
доске выставлены вперемешку картинки с изображением овощей и фрук
тов. Детям предлагается разложить картинки на две группы. В случае
затруднений выбирается одна картинка с изображением какого-либо ово
ща и другая картинка с изображением фрукта. Картинки расставляются в
различных частях доски. Остальные картинки группируются в соответ
ствии с этими двумя картинками.
- Как назвать эту группу картинок? (Овощи.)Кэш картинки? (Фрукты.)
4. Уточнение обобщающего понятия овощи.
— Повторите еще раз: как можно назвать одним словом эти картинки?
(Овощи.) Назовите овощи, которые здесь нарисованы. Какие еще вы зна
ете овощи? Где растут овощи? (На грядках в огороде.) Для чего выращива
ют овощи? Что с ними делают? (Их едят.) Что можно приготовить, сва
рить из овощей? (Суп, салат, пюре.)
- В названиях каких овощей слышится звук с? (Свекла, капуста, ре
диска.)
Дети называют слова и отбирают картинки.
- Назовите слова, в которых звук с в начале слова. (Свекла.)
- Назовите слова, в которых звук с в середине слова. (Капуста, ре
диска.)
Предлагается картинка "В огороде", на которой изображены помидоры.
- Посмотрите на картинку. Что здесь нарисовано? (Помидоры.) Как
правильно сказать? На грядке выросло много... (помидоров.)
5. Уточнение обобщающего понятия фрукты.
- Что созревает летом и осенью в саду на деревьях? (Фрукты.)
Даются картинки: яблоко, слива, лимон, абрикос, ананас.
— На картинках нарисованы фрукты. Назовите их.
- В названии каких фруктов есть звук с? (Слива, абрикос, ананас.)
Дети называют и отбирают картинки.
- Назовите слог со звуком с в слове слива.
- Назовите слог со звуком с в слове абрикос.
В случае затруднений предлагается произнести слово по слогам и только после этого назвать слог со звуком с (ели-, -кос).
Предлагается картинка "В саду", на которой нарисованы яблоки, сливы.
— В саду созрели яблоки, сливы. Как правильно сказать? В саду со
зрело много..., много....
6. Фонематический анализ слова суп и составление его из букв разрез
ной азбуки.
- Что можно сварить из овощей? (Суп.)
Дети называют первый, второй, третий звук этого слова и составляют его из букв.
7. Игра "Цепочка слов".
— Заменим звук я в слове суп на звук к. Какое слово получится? (Сук.)
После устного ответа буква п заменяется буквой к.
— А теперь заменим звук у в слове сук звуком о. Какое слово получит
ся? (Сок.)
После устного ответа буква у заменяется буквой о.
— А теперь заменим звук к в слове сок звуком м. Какое слово получит
ся? (Сом.)
После устного ответа буква к заменяется буквой м.
— Прочитайте это слово.
8. Игра в лото.
9. Подведение итогов занятия.