Классификация ценообразующих факторов, их взаимосвязь и особенности в международном обмене

В процессе ценообразования учувствуют большое число факторов. Следует использовать модифицированные системы классификации факторов к-ры. Факторы формирования цен подразделяются на 4 гр.:

  1. Средний уровень затрат на единицу продукции

Производство товаров и услуг связано с расходованием ограниченных ресурсов в форме услуг рабочей силы, капитала и земли.

Цена найма рабочей силы зависит от ее качества, рабочего времени, и условий труда. Эта цена включает также взносы в страховые фонды.

Цена эксплуатации капитала определяется тремя факторами: % на вложенный капитал в денежном выражении, норма амортизации, норма страхования имущества.

Цена эксплуатации земли включает ренту и расходы на возмещение ущерба от экс-ии природных ресурсов (налог на добычу полезных ископаемых).

Средние затраты на единицу продукции определяются произведением технологических норма расхода на цены ресурсов на цены эксплуатации единиц соответствующих ресурсов.

2. Соотношение спроса и предложения и состав производителей и потребителей продукции

Причиной систематического отклонения цен от среднего уровня является нарушение равновесия спроса и предложения. Превышение предложения над спросом, приводящее к сверхнормативному накоплению запасов, означает, что при данных ценах невозможна реализация всего товара. Обострение конкуренции между продавцами. Победитель тот, у кого ниже затраты на единицу продукции, и кто готов пойти на снижение цен не в ущерб качеству товаров или предложить более качественный товар, не повышая цены.

Амплитуда колебания цен зависит от эластичности спроса и предложения по ценам (см. в. 20,21,33).

· Цены на сырье с/х происхождения вызываются сезонными изменениями предложения и спроса, цены повышаются в межсезонье.

· В сырьевых отраслях уровень цен определяется затратами предприятий, находящихся в худших условиях, без участия которых существующий спрос не может быть удовлетворен. Рентный принцип ценообразования.

  1. Воздействия на цены и на условия их формирования со стороны крупных хоз-х субъектов, государств

Основная цель регулирования цен: плавный и предсказуемый характер изменения цен. Не исключив хаотических колебаний цен, невозможно выстраивать стратегию экономического и социального развития, планировать долгосрочные капиталовложения, обеспечить устойчивый экономический рост и социальную стабильность.

Регулирование цен возможно:

· Хозяйствующими субъектами (степенью концентрации производства и капитала в соответствующих отраслях). В отраслях с высокой концентрацией производства и капитала, прежде всего в добывающей промышленности, цены регулируются частными монополиями и олигополиями, а государство выступает в роли ограничителя власти крупных хозяйствующих субъектов, когда их ценовая политика вступает в противоречие с общественными интересами.

· Государством

Существуют прямые (административные) и косвенные (экономические) формы воздействия на цены.

Прямая форма воздействия:

· Хозяйствующими субъектами (право устанавливать цены на принадлежащую им продукцию по своему усмотрению и оставлять их без изменения вопреки меняющейся конъюнктуре.)

· Государством (основываясь на закрепленном законом праве, правительство при определенных условиях может запрещать изменение цен (замораживание цен) или устанавливать определенные правила и пределы единовременного изменения цен хозяйствующими субъектами, занимающими господствующее положение на рынке (замедление повышения цен).

Эффективность прямых мер воздействия на цены ограничена во времени. Когда цены замораживаются, создаются предпосылки для усугубления возникших диспропорций. При этом развиваются альтернативные каналы торговли (серый или черный рынки).

Более эффективны косвенные меры воздействия на цены, направленные на изменение объективных условий формирования цен. Это может быть политика, обеспечивающая изменение спроса или предложения либо затрат на единицу продукции. В отличие от хозяйствующих субъектов, регулирующих соотношение спроса и предложения в основном путем изменения предложения, государство преимущественно занимается воздействием на спрос.

Возможности регулирования цен возрастают у хозяйствующих субъектов, когда увеличивается концентрация и централизация производства и капитала, а у государства — по мере того, как увеличивается размер бюджета в сравнении с ВВП.

  1. Изменение покупательной способности денежной единицы или общего масштаба цен

Повышение общего уровня цен (инфляция) делает нецелесообразными долгосрочные капиталовложения, без которых невозможно обеспечить рост эффективности экономики. Способствует циклическому подъему и одновременно ослабляет его. Т.о. способна к самоликвидации.

Инфляцию усиливает:

  • Политика дешевого кредита
  • Дефицитное финансирование (обеспечиваемое избыточной эмиссией денег) порождает инфляцию.

Дефляция сопровождается понижением рентабельности, т.к. цены на приобретаемые ресурсы оказываются высокими в сравнении с ценами на выпускаемую продукцию. Делает кредит более дорогим. Ожидание дальнейшего понижения цен замедляет развитие спроса на товары длительного пользования. Дефляция усугубляет и продлевает депрессивное состояние экономики. Так было в США в 1930-х годах, в Японии в 1990-е.

Направление изменения общего уровня цен прямо зависит от роста денежно-кредитной массы относительно товарной массы и от скорости обращения денег. Снижение общего уровня цен происходит при отставании в росте денежной массы и замедлении скорости обращения денег.

Об изменении общего уровня цен судят по динамике цен на продукцию, качественные характеристики которой не изменились за отчетный период. Использование достижений НТП приводят к тому, что цены на товары предшествующих поколений в меньшей степени, чем улучшаются их качественные характеристики.

Выделяется также группа специфических факторов. Оказывают влияние на цены на микроэкономическом уровне при взаимодействии определенных хоз-х субъектов. Это значит, что при данной к-ре и при данном эталоне цены мирового рынка на товар определенного вида цена конкретной сделки может отличаться от цен в других сделках (цены отличаются из-за качества товара, условий отгрузки, базисных условий поставки, сроков поставки, условия платежа). Специфическими факторами объясняется явление множественности цен – существование различий в уровне цен определенного вида в рамках одной к-ры.

Специфические ценообразующие факторы.

Для расчета цены конкретной сделки необходимо учитывать специфические обстоятельства, которые сопровождают данную сделку и которые отличаются от стандартных условий.

К специфическим факторам относятся:

1. Качественные характеристики товара;

2. Условия отгрузки товара (навалом или в упаковке того или иного вида);

3. Базисные условия поставки;

4. Размер отгружаемой партии товара;

5. Сроки поставки и условия платежа;

6. Характер взаимоотношений продавца и покупателя;

7. Тарифно-таможенный режим и система налогообложения.

Отгрузка крупными партиями выгодна поставщику. Она дает ему экономию в расчете на единицу продукции практически по всем статьям расхода. Для покупателя получение товара крупными партиями, как правило, означает увеличение расходов на хранение товаров. Компромисс между интересами продавца и покупателя достигается за счет предоставления скидок с цены товара при поставках крупными партиями.

Более высокие цены назначаются в случае поставок товаров в кредит, или на условиях рассрочки платежей в счет начисляемых процентов. Аналогично, возрастает сумма окончательных платежей за товар, поставленный на условиях долгосрочной аренды.

Особенность специфических факторов состоит, во-первых, в том, что они касаются микроэкономического уровня ценообразования, т.е. уровня отношений конкретных хозяйствующих субъектов. Во-вторых, специфические факторы объясняют явление множественности цен, т.е. существование различных цен в рамках одной конъюнктуры.

Специфические факторы лежат в основе обоснования цен конкретных сделок.

Информация о контрактных ценах считается конфиденциальной. Общедоступной является информация:

· справочные цены – цены мелкооптовых сделок;

· цены предложения - цена товара, по которой продавцы на дан­ном рынке предлагают его к продаже;

· цены торгов и аукционов;

· биржевые цены;

· средние цены – цены, рассчитанные на базе таможенной статистики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: