Сравнительный_- «метод поперечных срезов»- сопоставление данных, полученных на разных группах испытуемых
| Лонгитюдный – «метод продольных срезов» - сопоставление данных полученных на одной и той же группе испытуемых, по одним и тем же параметрам зафиксированным в разные временные промежутки
| Комплексный – изучение интересующего исследователя психологического явления исходя из знаний различных наук
|
Эмпирические методы
|
Обсервационные (наблюдение и самонаблюдение)
| Психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия и пр.)
| Анализ процесса и продуктов деятельности
| Моделирование
| Эксперимент (формирующий, полевой, естественный)
|
Количественный – математико-статистический анализ данных
| Качественный – обработка данных с дифференциацией материала по группам, описанием случаев и фактов
|
Генетический (филогенетический, онтогенетический) – интерпретация материала в характеристиках развития с выраженными «вертикальными» связями между уровнями развития
| Структурный (классификация, типологизация) – интерпретация через установление «горизонтальных структурных связей между изучаемыми характеристиками
| Комплексный – сочетание генетического и структурного методов
|
Метод наблюдения в работе с детьми и принципы его организации
Наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие исследователем психических явлений с фиксацией их результатов
Виды наблюдения
Непосредственное -
осуществляется исследователем
| Опосредованное -
проводится помощником исследователя, который предоставляет исследователю материалы наблюдения
|
Открытое
| Скрытое
|
Включенное –
исследователь находится в наблюдаемой им группе испытуемых
| Не включенное
|
Сплошное и систематическое–
регулярное наблюдение в течение определенного периода с фиксацией всех проявлений психической деятельности человека
| Выборочное и несистематическое-
нерегулярное наблюдение за каким-либо одним психическим явлением
|
Внешнее – наблюдение за другими людьми
| Внутреннее- самонаблюдение
|
Долговременное
| Кратковременное
| Эпизодическое
|
Каузальное – наблюдение отдельных случаев, представляющих какой-то интерес
|
| | | |
Эксперимент и его виды. Лабораторный и естественный эксперимент
Эксперимент – метод изучения психологических явлений в специально создаваемых условиях, обеспечивающих их активное проявление.
Виды эксперимента
Лабораторный – осуществляется в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов, приспособлений
| Естественный – проводится в условиях, знакомых для испытуемых (классе, мастерской и пр.)
|
Констатирующий – установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования
| Формирующий – предполагает активное формирование изучаемого свойства в процессе специально организованного обучения и воспитания
|