Автор
| Наименование возрастного периода
| Продолжительность возрастного периода
| Ведущая деятельность
| Основные психологические новообразования
|
Выготский Л.С.
| Кризис новорожденности
| 0-2 месяца
|
| Ребенок отдаляется от матери физически, но не биологически. Основное новообразование – индивидуальная психическая жизнь новорожденного
|
Младенческий возраст
| 2 месяца – 1 год
|
| Возникает интерес к внешнему миру. Переход к активности. Постепенный рост энергетических ресурсов ребенка и динамическое изменение первоначального отношения к миру. Основное новообразование – первоначальное сознание психической общности, которое предшествует возникновению сознания собственной личности.
|
Кризис 1 года жизни
|
|
| Становление ходьбы и речи определяют расширение пространства с которым ребенок стремиться познакомиться. Возникают первые акты протеста, оппозиции, реакции не дифференцированы по воле и аффекту.
|
Эльконин Д.Б.
| Кризис новорожденности
|
|
| Основное новообразование – комплекс оживления. Появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.
|
Младенчество
| До 5-6 месяцев
| Непосредственно-эмоциональное общение
| Очень интенсивное развитие сенсорных систем. Развитие элементарных форм ориентировочных реакций: сосредоточение, слежение, круговые реакции. Появление реакции на новизну. Попытки привлечь внимание взрослого при помощи голоса.
|
Кризис одного года жизни
| 5-6 месяцев -1 год
| Непосредственно-эмоциональное общение
| Возникновение первого организованного направленного действия – акта хватания. Акт хватания определяет возникновение предметного восприятия, восприятия пространства. Акт ходьбы обуславливает расширение пространства, с которым ребенок может знакомиться и отдаление от взрослого. Появляются первые слова.
|
Слободчиков В.И., Исаев Е.И.
| Родовой кризис
| 2 месяца до рождения – 3 недели
|
| Появление сосредоточений: пищевого, зрительного, слухового и пр. появление координации действий. Первые проявления мышления.
|
Новорожденность
| 0,5- 4 месяца
|
| Формирование особых отношений с матерью (комплекс оживления). Возникновение акта хватания. Сидение без поддержки. Подражание как своеобразная форма общения и механизм развития речи.
|
Кризис новорожденности
| 3,5-7 месяцев
|
| Появление комплекса коммуникативных телесно-поведенческих средств. Прямохождение.
|
Младенчество
| 6-12 месяцев
|
| Появление функциональных действий (нанизывание, вкладывание и пр). появление привязанности к определенным людям. Появление речи и простейших актов мышления. Формирование субъектности ребенка в форме эмоционально окрашенного самоощущения защищенности и доверия к окружающему миру. Прямохождение. Интенсивное развитие речи. Развитие понимания постоянства предметов, формирование представлений.
|
Кризис младенчества
| 11-18 месяцев
|
| Формирование структуры сознания «Мы-они». Возникновение предметного отношения к миру. Обособление от непосредственно-практической связи со взрослым.
|
Сапогова Е.Е.
| Новорожденность
| 0-1 месяц
|
| Появление индивидуальной психической жизни (преобладание нерасчлененных переживаний, отсутствие выделения себя из среды).
|
Младенчество
| 1 месяц – 1 год
|
| Появление «комплекса оживления». Первоначальное сознание психической общности со взрослым, с матерью, предшествующее выделению собственного «Я».
|
Мухина В.С.
| Новорожденность
| 0-2 месяца
|
| Чувство доверия к человеку. Вхождение в мир человеческих отношений. Прямохождение. Начало понимания речи.
|
Собственно младенчество
| 2 месяца – 1 год
|
|