Изучение личности осужденного. Методы воздействия на осужденного в целях его ресоциализации

Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализации осужденных:

♦ восстановление нарушенных социальных качеств личности, не­обходимых для ее полноценной жизнедеятельности в обществе;

♦ проблемы эффективности наказания;

♦ динамику личности осужденного в процессе исполнения наказа­ния, формирование ее поведенческих возможностей в различных условиях жизнедеятельности;

♦ соответствие исправительного законодательства задачам исправ­ления осужденных.

Исправительная психология призвана выработать практические ре­комендации по ресоциализации осужденных, разрабатывать средства и приемы психологической коррекции личности правонарушителей.

Ресоциализация личности осужденных связана, прежде всего с их ценностной переориентацией, формированием у них механизма соци­ально положительного целеполагания, отработкой прочных стерео­типов социально положительного поведения. Создание условий фор­мирования адаптированного поведения личности — основная задача исправительных учреждений. Решение этой задачи связано с теорети­ческой разработкой проблемы личностного исправления, личностной реконструкции в процессе исполнения наказания.

Сложные задачи, стоящие перед уголовно-исполнительными учреж­дениями, могут успешно решаться лишь на основе коренной перестрой­ки их деятельности, комплексных социальных и психолого-педагоги­ческих программ ресоциализации различных категорий осужденных.

Исправительная психология исследует закономерности и особен­ности жизнедеятельности человека, отбывающего наказание, поло­жительные и отрицательные факторы условий социальной изоляции для личностной самореализации индивида. Задача работников испра­вительных учреждений состоит в диагностике личностных дефектов осужденных, разработке обоснованной программы их исправления, предупреждении тех многочисленных отрицательных «влияний тюрь­мы», которые традиционно содействуют криминализации.

Решение сложных проблем психодиагностики и психокоррекции отдельных категорий осужденных по силам только соответствующим специалистам в области ресоциализирующей психологии. В связи с этим отметим и острый дефицит в подобных кадрах, и крайнюю на­учную Неразработанность проблем пенитенциарной психологии — теории личностной перестройки, социальной реконструкции осуж­денных.

В качестве общих задач исправительной психологии можно указать следующие:

♦ психологическая диагностика личностных особенностей каждо­го осужденного, выявление конкретных дефектов ее общей со­циализации, правовой социализации, а также дефектов ее психи­ческой саморегуляции;

♦ разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации;

♦ осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации, ни­велирование личностных акцентуаций, психопатических прояв­лений, снятие всевозможных психологических барьеров, прояв­лений криминальной психологической защиты;

♦ разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация;

♦ всемерное восстановление нарушенных социальных связей лич­ности, мобилизация ее психической активности, формирование социально положительной микросреды;

♦ формирование социально положительных жизненных перспектив.

В настоящее время в связи с членством России в Совете Европы пенитенциарная [1] система в нашей стране должна соответствовать меж­дународным стандартам. В решении всех этих задач первостепенную значимость приобретает научная и практически ориентированная со­временная пенитенциарная психология - наука о внутренних, психических механизмах самореорганизации личности. Исправить через покаяние — таков основной постулат пенитенциарной психологии. В правовой доктрине наказанием именуется назначенная судом от имени государства лицам, совершившим преступление, принудительная мера, выражающаяся в каре (совокупности установленных законом правоограничений, соответствующих каждому виду этой меры), преследующая цели исправления осужденных, предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами и способствующая искоренению преступления. Но может ли кара быть средством исправления?

Исправление преступника — сложный психологизированный процесс его личностной реконструкции. Драматизм психического состо­яния преступников состоит в том, что своему жуткому, мерзкому преступлению они придают положительный личностный смысл, оправдывают себя путем обесценивания нарушенных ими ценностей, ограж­дения своего внутреннего мира от психотравмирующих воздействий, использования ложных, суррогатных замещений.

Исправить преступника — значит осуществить его глубинную личностную перестройку, изменить личностную направленность, сформи­ровать новый социально адаптированный стиль его жизнедеятельно­сти. Но возможно ли достижение этих задач только методом наказания?; Человека нельзя сформировать и тем более исправить методом устра­шения, кары, прямого грубого принуждения. Одно и то же наказание по-разному действует на разных людей.

Пенитенциарное воздействие — воздействие духовное. Личность мо­жет самоизменяться только изнутри. Внешние же побуждения — лишь условие для принятия ею своих решений.

Исправление провинившейся личности может быть достигнуто только через покаяние, самоснятие вины преступником посредством ее признания и чистосердечного самоосуждения — раскаяния, ее ценностной переориентации, включение в сферу ее стыда и совести нару­шенной социальной ценности.

И лишь та кара имеет значение, которая данному индивиду представ­ляется справедливой. Поэтому невозможно классифицировать кару по степени жестокости. Человек может пренебречь даже потерей своей жиз­ни. Большинство осужденных оценивает назначенное им наказание как чрезмерно суровое, несправедливое, незаслуженное. Кровавые убийцы, насильники, грабители не проявляют обычно и тени нравственного са­моупрека; единственный их самоукор — обвинение себя за то, что «попался».

Барьер нравственного самоанализа преступника — основное пре­пятствие на пути его ресоциализации. Закоренелый преступник — ин­дивид с кризисом нравственного самоанализа, атрофированным нрав­ственным самосознанием.

Кризис нравственного самоанализа является не только индивиду­альным пороком. Он имеет широкую социальную базу. Прошедшие десятилетия нашей истории были малочувствительны к душевным про­блемам личности, нравственные категории относились к разряду вто­ростепенных по сравнению с «политической грамотностью».

В силу определенных социально-исторических условий наше об­щество стало криминализироваться. Социальная дестабилизация отразилась и на деятельности тюрьмы. Исправительные учреждения (ИУ) перестали решать свою основную задачу — оторвать преступ­ника от условий его криминализации, разрушить преступные связи и установки, сформировать у осужденного систему социально по­ложительных связей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: