Источники по истории Карачая и Черкесии новейшего периода

С установлением Советской власти появляются первые исторические работы Умара Алиева: «Къара халкъ» и «Карачай». Их можно критиковать, считая их «заказными», но вместе с тем, их нужно оценить по достоинству, так как, на наш взгляд, это первые официальные труды по истории карачаевского народа.

Также признание получил Ислам Тамбиев за свои работы «О родах и сословно- феодальных отношениях в дореволюционном Карачае и об их фальсификации», «Рабство и феодализм в дореволюционном Карачае».

Нельзя обойти вниманием и исторические работы Ислама Хубиева, Абдуллаха Тлюняева, Татлустана Табулова, Абдул-Хамида Джанибекова. Несмотря на отдельные недочеты значение исследований этих авторов очень велико. Как пионеры исторической науки Карачая и Черкесии, они проложили путь последующим поколениям советских историков и этнографов области.

Велика роль ученых Северо-Кавказского горного научно-исследовательского института, открытого в 1927 г. и журнала «Революция и горец», выходившем в Ростове-на-Дону, в изучении истории народов Карачая и Черкесии.

Создание в 1933 году Карачаевского и Черкесского научно-исследовательских институтов способствовало поднятию на более высокую ступень изучения истории народов обоих областей. Институты стали проводить археологические, этнографические, фольклорные экспедиции, создавать труды по истории народов.

Становление исторической науки в Карачаево-Черкесии в послевоенный период. Труды Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований, Карачаево-Черкесского Государственного университета. «Очерки истории Карачаево-Черкесии» в двух томах – первый обобщающий труд по истории и культуре всех народов республики. Исследовательская работа по изданию архивных материалов.

В изучении истории и этнографии Карачая и Черкесии приняли участие ученые Институтов истории, этнографии и археологии Академии наук СССР. Трудно переоценить значение трудов таких ученых, как Е.И. Крупнов («История народов Северного Кавказа»); А.В. Фадеев («Россия и Кавказ первой трети XIX века»); М.И. Косвен; А.В. Гадло («Этническая история Северного Кавказа»); Е.П. Кушева («Народы Северного Кавказа и связи их с Россией в XVI – XVII вв.»); Л.И.Лавров («Карачай и Балкария до 30 –х годов XIX века»); В.К.Гарданов («Общественный строй адыгских народов (XIII - первой половине XIX века)»); В.П. Невская («Социально-экономическое развитие Карачая в XIX веке (дореформенный период)», «Карачай в пореформенный период»); Е. П. Алексеева («Карачаевцы и балкарцы – древний народ Кавказа»); Е.Н. Студенецкая («Одежда народов Северного Кавказа в XVIII – XIX вв.»); Я.С. Смирнова («Семейный быт народов Северного Кавказа»); И.Х. Калмыков («Черкесы»); Кузнецов В.А. («Алания в X—XIII вв.», «Зодчество феодальной Алании», «Христианство в Алании до ХV в.», «Очерки истории алан»). Нельзя обойти вниманием известных ученых-археологов, всю жизнь посвятивших изучению истории, археологии и этнографии родного народа Мизиева И.М. («История Балкарии и Карачая с древнейших времен до походов Тимура», «История карачаево-балкарского народа с древнейших времен до присоединения к России», «История рядом» и другие работы); и Х.Х. Биджиева («Хумаринское городище», «Тюрки Северного Кавказа»). Особо хочется отметить К.М. Текеева – ученого-этнографа, тщательно изучавшего материальную культуру карачаевского народа и его фундаментальный труд «Карачаевцы и балкарцы»;

Черным страницам истории карачаевского народа посвящен труд Р.С. Тебуева «Депортация карачаевцев. Документы рассказывают».

Много времени уделяют изучению истории, этнографии, археологии и молодые ученые – сотрудники исторического факультета КЧГУ: Абайханова (Магаяева) П.И. («Реформы 60-х - 70-х гг. XIX в. в горских округах Кубанской области»); Семенов И.К («Карачай и Балкария в русской историографии»); Бегеулов Р.М. («Центральный Кавказ в XVII – первой четверти XIX века: очерки этнополитической истории»); Кочкаров У.Ю. («Вооружение народов Северо-Западного Кавказа») и другие.

Археологические, этнографические и фольклорные данные – особая группа источников, позволяющая характеризовать культуру, быт, хозяйство карачаевцев, черкесов, абазин, ногайцев в прошлом. Нартский эпос и обычное право (адаты) также можно рассматривать как исторический источник.

Рекомендуемая литература:

1. Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-ХIХ вв./ Составление, редакция переводов, введение и вступительные статьи к тексту В.К Гарданова. -Нальчик, 1979.

2. Античные авторы о Северном Кавказе. - Нальчик, 1990.

3. Очерки истории Карачаево-Черкесии. -Т. 1.-Черкесск, 1967

4. Семенов И.К Карачай и Балкария в русской историографии - Карачаевск,2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: