Судопроизводство

Кроме народного собрания и совета старейшин, органом об­щинного управления являлся суд. Судопроизводство у народов Карачая и Черкесии совершалось при помощи двух сводов законов.

- применение неписанных законов – адатов – исторически сложившегося свода правил поведения и взаимоотношений друг с другом в традиционном обществе. Адат - слово арабское, означа­ющее «обычай», «привычка». Так называют издревле сложившееся обычное право. Это веками сложившийся бытовой уклад той или иной горской народности, неписаные правила поведения и взаимоотношений в семье и обществе, незнание его не оправдывает никого. Адаты включали в себя нормы бытового характера, юридические обычаи и сами нормы права.

Передаваясь из поколения в поколение, адат сохранился до наших дней. На Кавказе этим терми­ном обозначали законы и обычаи, существовавшие до шариата или действовавшие параллельно с ним.

2 - свод мусульманских законов – шариат. Шариат – это сборник религиозных мусульманских законоположений, регулирующих взаимоотношения людей в семье и в общественной жизни. Шариат – это дополнение к Корану, следовательно, он – закон писаный.

Основные источники мусульманского права отличаются большим разнообразием. Исследователи разделяют мусульманское право на две группы взаимосвязанных норм:

1) юридические предписания Корана и Сунны (хадисы – собрание преданий, имеющих правовое значение, о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мохаммеда);

2) нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников, опирающихся, прежде всего, на единогласное мнение (иджму) известных правоведов и на «кияс» (умозаключение по аналогии).

Наиболее значимыми являются нормы первой группы, особенно те, которые зафиксированы в Коране.

Как известно, Коран не только духовная книга – это, скорее, нравственно-юридический кодекс, освещающий вопросы религиозно-нравственного, гражданского, уголовного и государственного права.

У горцев шариат является продуктом «импортным», то есть чужеземным, занесенным вместе с мусульманской религией, в противоположность адату, который является продуктом местного происхождения. У горцев – мусульман адат древнее, старше шариата по возрасту. До появления шариата, до проникновения ислама в горскую среду адат властвовал безраздельно, так как горцы крепко держались за свои обычаи и традиции.

В первое время, после принятия ислама, толкователи шариата вступали в борьбу с наиболее цельными защитниками адата.

Но это лишь в первое время. Очень скоро защитники шариата и адата заключили мир между собой, ужились и сжились, прекрасно дополняя друг друга, помогая друг другу.

При отсутствии писаного права суд был словесным примирительным разбирательством, основанном на обычном праве – адате. Тере или Хаса – был инструментом одновременно административного, гражданского, уголовного регулирования. Согласно В.Ф.Миллеру и М.М.Ковалевскому, суд не знал строгого иерархического деления, он состоял из самых опытных и влиятельных представителей всех сословйй. Редко приглашав­шиеся на его собрания представители низших сословий (например, при разборе крестьянских дел) присутствовали на суде без права голоса. Суд состоял из самых опытных и влиятельных представителей свободных сословий, состоял от 3 до 7 человек. Выборы проходили один раз в 7 лет и отличались демократичностью. Каждый аул выдвигал 5 или 7 кандидатов, которые утверждались сельским сходом. Избранники общины выбирали из своей среды одного в местный суд, который рассматривал частные проступки общинников. Местные суды избирали по одному представителю в общенародный суд, который собирался 1 раз в 2-3 месяца.

При суде действовал отряд стражников, который охранял судей в период работы и мог использоваться и для приведения в исполнение решений суда, которые принимались словесно и утверждались вали.

Система доказательств суда по адатам даже в XIX веке подчинялась нормам архаического судопроизводства. Одним из ос­новных и неоспоримых доказательств горцы считали присягу (ант). Обвиняемый должен был в торжественной обстановке при­нести присягу в своей невиновности, и это считалось достаточным основанием для оправдания человека.

Наряду с личной клятвой применялась присяга соприсяжни­ков из представителей рода. И соприсяжником, и свидетелем мог быть только мужчина. Женщины ни в свидетели, ни в соприсяжники не допускались. Исключение де­лалось лишь в том случае, когда не было свидетелей мужчин.

Все дела, возникающие между горцами, делились на граж­данские и уголовные. Согласно понятию горцев о преступлениях, к гражданским делам относились разного рода тяжбы и споры (о праве на землю, о крестьянах мужского и женского пола, о праве собственности на движимое имущество, споры по невыполненным словесным договорам, споры за нарушение прав личными обидами, воровство, поджог и т. д.). К уголовным преступлениям относились случаи, связанные с убийством, изнасилованием, удар плеткой или явный грабеж.31 Какое бы преступление ни совершил обвиняемый, по нормам обычного права горцев он подвергался наложению штрафа, и только за особо тяжкие преступления (убийство, увечья и т. д.) подвергался штрафу гораздо большему, чем по делам граждан­ским.

По всем делам и преступлениям мера наказания у горцев за­ключалась в том, что виновный платил пострадавшему вынесенный судом штраф рогатым скотом, лошадьми, овцами, оружием, конской сбруей, одеждой и крепостными людьми. Если виновный был беден и не мог уплатить вынесенный судом штраф, то за него платил его покровитель. В случае несогласия со стороны покровителя, виновный продавался одному из горцев и полученные за него деньги или вещи отдавались пострадавшему. Телесным наказани­ям суд по адату никогда не подвергал, какого бы звания ни был подсудимый. Крайней мерой наказания было изгнание из общества за самые тяжкие преступления перед всем обществом.

Для разбора дел, как гражданских, так и уголовных, назначались постоянные судьи в количестве 4 или 6 человек.32 Кроме того, избирались общий судья и посредник, который при разборе дела имел два голоса против одного из назначенных судей. Эта статья адатов четко отражает феодальную основу и ярко выраженную сословность горского суда. В тех случаях, когда суд сам не мог вынести решение, он обращался к почтенным старикам. Решение старейшин называлось маслагат. Если вынесенное решение (маслагат) повторялось в сходных случаях в течение долгого времени, оно превращалось в адат. Маслагаты могли отменить даже самые древние адаты. Содержание адатов было разнообразным. Не только каждый народ, но каждый аул, каждое селение имело свои адаты. Общей для всех адатов было признание кровной мести и участие в ней всех членов рода, что еще крепче связывало родовую организа­цию. «Если члены рода (тукума) заметят кого-либо из родственни­ков в дурных поступках, то они вправе убить его; не сделают они этого - они обязаны отвечать за все его противозаконные проступки». Кровная месть как мера самосохранения и самообороны имела место у всех горцев Северного Кавказа. Кровной местью обычно наказывалось убийство, некоторые другие тяжкие преступления, а также изнасилование и прелюбодеяние с замужней женщиной.

Выход в канлы сопровождался определенным взысканием деньгами или другим имуществом в пользу обиженного или его наследников. Наказание это усиливалось тем, что в некоторых случаях вместе с виновным изгонялось несколько его ближайших родственников или все семейство, живущее в одном с ним доме, а порой разрушался и сам дом.

Наличие талионного права приводило целые семьи к вражде, что подтверждают карачаевские пословицы: «Кёз орнуна кёз ал» (око за око), «тиш орнуна тиш ал» (зуб за зуб). В этой обстановке главной задачей суда было избежать повода для кровной мести, так как для кровомщения не имело значения, являлось ли убийство родственника актом насилия, проявлением злой воли, случайным событием, приведшим к печальному концу, или же оно было со­вершено в ходе самозащиты как результат ответного вынужденно­го действия. Одним словом, в расчёт принимался только сам факт убийства, «а не обстоятельства, причины, по которым оно могло быть учинено».

Возникнув в архаические времена, адаты в дальнейшем под­вергались значительным изменениям, поэтому черты общинного быта переплетались в них с феодальными установлениями. Так, с возникновением феодальных связей даже кровная месть стала приобретать характер сословности. Это находит свое подтвержде­ние хотя бы в том, что уздени обязаны были сопровождать своего князя в его поездках для осуществления кровной мести. В то же время кровная месть могла существовать только среди равных. С развитием сословной иерархии горских обществ она стала ограни­чиваться распространением на представителей только своего сословия. Адат признает постепенное значение различных сословий, и жизнь князя стоит дороже жизни дворянина, имеющего, в свою очередь, преимущество над простым вольным человеком.

Правом на кровную месть обладали все: родственники убитого в следующем порядке: «сперва мстил сын убитого, затем бра­тья, причем не делалось различия между старшим и младшим; да­лее жена, так по адату она после мужа получает по третейскому суду 3/4 части имущества; затем очередь доходила до ближайших родственников, потом до дальних, то есть родичей». В Карачае, отмечает Б.В.Миллер, кровная месть не приняла такого губитель­ного характера, как среди других горских обществ. Наиболее рас­пространена была кровная месть у осетин.

Даже по истечении очень большого времени (20 лет) убийца не мог избавиться от мщения. Если родственникам не удавалось «вернуть его кровь» (къан алгьан), то долг мести переходил по наследству. Это подтверждается и карачаевской пословицей: «Kъapындarьы къан алыр (даже тот «вернет кровь»,:который находится в утробе матери)».

Меньше всего охранялась адатами жизнь крепостных и ра­бов. Они приравнивались к чужакам. «За кровь кулов или казаков должны уплачивать по оценке, чего стоит убитый», - сказано в карачаевских адатах.

Решения суда исполнялись беспрекословно. Мера наказания у горцев – виновный платил пострадавшему вынесенный судом штраф рогатым скотом, лошадьми, оружием, одеждой, крепостными. Телесных наказаний не было. Самым жестким наказанием по адатам являлось изгнание из общины.

Вторым источником права является шариат – мусульманское право, основанное на главнейших положениях ислама. Шариат был основан на своде религиозных норм – Коране. Распространением шариата среди горцев занимались муллы. Шариатом решались такие вопросы как купля – продажа земли, дома, бракоразводные дела, вопросы наследования.

Главная роль в шариатском суде отводилась кадиям, которые избирались каждые три года на народном собрании и решения шариатского суда были окончательными.

Наказания, выносимые шариатским судом были очень жестокими. За употребление запрещенных напитков, несовершение молитв, прелюбодеяния и другие проступки виновные подвергались телесным наказаниям.

Шариат во многом противоречил нормам обычного права, поэтому общинники предпочитали судиться по адату.

Мусульманское духовенство выступало против коренных горских обычаев, стремясь навязать народу мусульманское право. Еще активнее бо­ролось местное духовенстве против введения русскими в Карачае и других горских обществах выборных судов. «Высшие сословия и муллы, не желая расставаться с исключительными правами на су­дебную власть в обществах, представляли народу в невыгодном свете учреждения судов из выборных от всех свободных горских сословий и тем замедлили ход выборов», - говорится в Отчете о военно-народном управлении Кубанской области с 1 января 1863 по 1 января 1869 г.

Высшие сословия поддерживали стремление духовенства и постепенно третейские и выборные судьи превратились в постоянных.

Учрежденные народные суды мехкеме состояли из 1 муфтия и 3 кадиев. Дела в них решались по шариату и часто в пользу князей и феодалов.

На должность кадия, эфенди, муфтия избирались представители феодальной знати, которые являлись опорой царизма и использовали в своих интересах суд, который из общинного института постепенно превратился в институт феодального права.

Таким образом, мы видим, что большую роль в судопроизводстве горских народов играли нормы обычного права – адаты и мусульманского права – шариат. Они отражали процесс становления феодальных отношений и уровень их развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: