Сущность и общая характеристика организационных структур

Слово «структура» означает совокупность элементов, связей и отношений между ними, характеризующих си­стему как нечто целое.

Организационную структуру менеджмента можно определить как совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обес­печивающих выполнение необходимых функций управле­ния для достижения целей фирмы. Таким образом, орга­низационная структура менеджмента исходит из ряда условий: целей и задач предприятия, производственных и управленческих функций предприятия, факторов внут­ренней и внешней среды.

В структуре управления выделяются следующие эле­менты: звенья (отделы), уровни (ступени управления) и связи — горизонтальные и вертикальные. Все элементы организационной структуры менеджмента взаимосвяза­ны между собой.

Звено, или отдел управления — это организационно обособленный, самостоятельный орган управления. Глав­ным принципом его формирования является выполнение отделом определенной функции. Связи между отделами имеют горизонтальный характер.

Уровень менеджмента можно определить как группу отделов, занимающую определеннyю ступень в управлен­ческой иерархии. Связи между ступенями иерархии - связи по вертикали — носят характер последовательного подчинения, начиная с нижнего уров­ня и кончая верхним.

Структура объединяет человеческие и материальные ресурсы, упорядочивает связи между ними. Все структу­ры, независимо от их размера, имеют еще одно общее свойство: они формируются для достижения целей фирмы.

Однако каждая управленческая структура обладает и своими специфическими особенностями, которые в зна­чительной степени влияют на повеление и эффективность деятельности людей.

Создание структуры является самым важным эле­ментом в организационной деятельности фирмы.

Давая общую характеристику организационной структуры, можно выделить несколько поло­жений, определяющих ее значимость:

- организационная структура фирмы обеспечивает ко­ординацию всех функций менеджмента;

- структура организации определяет права и обязанности (полномочия и ответственность) на управленческих уровнях;

- от организационной структуры зависит эффективная деятельность фирмы, ее выживание и процветание;

- структура, принятая в данной конкретной фирме, определяет организационное поведение ее сотрудников, т. е. стиль менеджмента и качество труда коллектива.

Организационные структуры имеют большое число видов и форм. Рассмотрим две наиболее распространенные классификации организационных структур.

Первое разделение: формальные и неформальные организационные структуры.

Формальная структура фирмы — это структура, выбранная и установленная менед­жерами высшего уровня путем соответствующих органи­зационных мероприятий, приказов, распределения полно­мочий, правовых норм и пр. Неформальная структура неподвластна приказам и распоряжениям. Она возникает на основе взаимоотношений членов коллектива, единства или противоречий их взглядов, интересов, целей и пр. Неформальная структура является отражением межличностных отношений в рамках формальной структуры.

Предметом изучения данного курса являются формальные организационные структуры, которые делятся на две группы: механистические и органические структуры.

Механистическая организационная структура характеризуется большой сложностью, особенно большим, числом подразделений по горизонтали; высокой степенью форма­лизации; ограниченной информационной сетью; низким уровнем участия всего управленческого персонала в; принятии решений.

Органическая структура более простая, имеет широкую информационную сеть, менее формализована. Управление в органических структурах децентрализовано.

Таким образом, механистическая структура выступает как жесткая иерархия, или пирамида, управления. В отличие от нее органическая структура является гибкой, адаптивной формой управления. Для нее характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовых уровнях. Формы и стиль общения в органической структуре управления — партнерские, совещательные (в механистической — это приказы и инструкции), для менеджеров характерна высокая общеобразовательная подготовка.

Классификация организационных структур менеджмента представлена на рис.5.

Организационные структуры управления
Неформальные
Департаментация (управление по горизонтали)_
Формальные
Механистические (бюрократические)
Органические (адаптивные)
Линейное руководство (управление по вертикали)
Новые
Проектные

Рисунок 5 - Классификация организационных структур управления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: