2. Интонирование, которое обладает качеством ситуативности
Некоторые ученые считают (Поль Губерино – создатель аудио-визуального метода во Франции), что произношение – это основной элемент обучения, т.к. без него невозможно ничему научить, поэтому нужно начинать с него.
Многие считают, что на начальном этапе должно быть опережение в формировании слухопроизносительных навыков, не отрывая от лексических и грамматических навыков.
Формирование любого навыка (в том числе и произносительного) состоит из 3-х этапов:
1. Введение (объяснение)
2. Тренировка (упражнения)
3.Применение (использование в говорении, чтении, письме, аудировании)
Введение (объяснение) звуков состоит из нескольких этапов:
1 этап: Психологическая установка – ориентирование на введение какого-либо материала
2 этап: Демонстрация звука (произнесение и показ транскрипции изолированно, затем в словах)
3 этап: Процесс объяснения. Существует несколько приемов объяснения (введения) звука:
· словесное объяснение артикуляции (положение губ, языка)
|
|
· имитация
· сравнение (с явлениями действительности и персонажами)
· уподобление (со звуками рус. и ин. яз)
· показ (на пальцах рук, артикуляционном аппарате, схемах)
С маленькими детьми нельзя употреблять термины, поэтому нужно использовать сравнение и показ. Часто на начальном этапе можно произносить звуки утрированно (замедленно, показывая артикуляцию).
4 этап: Упражнения на дифференциацию (различение) и узнавание звуков (даются схожие звуки).
5 этап: Воспроизведение звука:
1. Сначала Учитель, с напоминанием правил произнесения.
2. Учитель организует хор (нужно дать знак).
3. По рядам.
4. Индивидуально.
Введение и тренировка звуков происходит на этапе фонетической зарядки. Фонетическая зарядка происходит в начале урока (3-5 минут), предназначена для формирования и совершенствования слухо-произносительного навыка, обеспечивает настройку речевого аппарата. Подбор фонетического материала для фонетической зарядки происходит на основе лексико-грамматического материала, фонетические особенности которого могут представлять трудности для учащихся.
В фонетическую зарядку включаются:
· артикуляционная гимнастика (на начальном этапе – используется зеркало и следующие упражнения):
- со спичкой, карандашом между зубами (для формирования английского и частично французского артикуляционного уклада) – кончик карандаша держится горизонтально зубами, губы растянуты, нижняя губа открывает зубы, кончик карандаша отодвигает кончик языка к альвеолам; следить, чтобы губы плотнее облегали зубы, формируя полуулыбку (в англ. языке при произнесении гласных, кончик языка находится напротив альвеол (загнут) и не доходит до них на 3-5 мм)
|
|
- упражнения для губ (округлить, растянуть, сомкнуть)
- упражнения для языка (язык к альвеолам, между зубами)
- «руки-чаша» (cupped hands)
· повторение речевых образцов
· разучивание скороговорок
· разучивание пословиц, поговорок
· разучивание стихотворений
· фонетические игры