Слепой» («Повязка»)
Выбирают учащегося, завязывают ему глаза, ставят спиной к классу. Остальные по очереди хлопают по плечу, произнося слова, которые изучают, нужно отгадать, кто это? (голос можно менять) Угадал – меняются.
Концентрические круги»
Становятся в 2 круга лицом друг к другу, произносят слова – передвигаются по часовой стрелке, меняясь партнерами, повторяя те же самые фразы с другими партнерами.
Слышу – не слышу»
Цель – формирование навыков фонематического слуха.
Учащиеся делятся на команды, Учитель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий гласный и т.д., обучаемые поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки, поднимают обе руки. Учитель записывает ошибки играющих на доске. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.
Лекция 8
Обучение лексике
Лексика – это словарный состав языка. По выражению Щербы, «это живая материя языка». Все единицы лексики входят в определённые объединения: семантические поля, синонимические ряды, антонимы, словообразовательные гнёзда.
Лексические единицы могут быть цельными (слова) и раздельно оформленными.
Целью обучения иноязычной лексике в средней школе является комплексная реализация практических, воспитательных и развивающих целей. Практическая цель: формирование активного и пассивного словарей, развитие лексических навыков, развитие устной и письменной речи как основных компонентов умений иноязычной речевой деятельности.
Согласно программам объём усвоения активного словаря должен быть 1000 единиц:
Ø 5кл – 350 единиц
Ø 6кл – 200 единиц
Ø 7кл – 150 единиц
Ø 8кл – 100 единиц
Ø 9-11 – 150 единиц
Формирование лексических навыков – основная задача учителей.
Лексический навык – это автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и её правильному сочетанию с другими единицами (т.е. коллокациями). В основе лексического навыка лежат следующие операции:
1. вызов слова из долговременной памяти в оперативную адекватно речевой задаче.
2. сочетание с предыдущей и последующей единицей согласно нормам языка.
3. контроль определения адекватности выбора в зависимости от ситуации.