Нарушения фонационного оформления высказывания

ΙΙ. 1. Нарушения механизма голосообразования

Нарушения голоса…………………………………………………………………….52

ΙΙ. 2. Нарушения звукопроизносительного механизма

Общая характеристика дислалии…………………………………………………..62

Недостатки произношения отдельных звуков и приемы их постановки

Сигматизм………………………………………………………………………….79

Ламбдацизм………………………………………………………………………...90

Ротацизм……………………………………………………………………………97

Каппацизм………………………………………………………………………...105

Гаммацизм………………………………………………………………………..109

Хитизм …………………………………………………………………………….114

Йотацизм………………………………………………………………………….118

Особенности логопедической работы при различных видах ринолалии

Открытая ринолалия……………………………………………………………122

Закрытая ринолалия…………………………………………………………….129

Смешанная ринолалия………………………………………………………….133
Логопедическая коррекция ринолалии в раннем возрасте……………….139

Дизартрия……………………………………………………………………………...145

ΙΙ. 3. Нарушения темпо- ритмической организации речи

Брадилалия……………………………………………………………………....165

Тахилалия………………………………………………………………………..169

Заикание………………………………………………………………………….178

ΙΙΙ. НАРУШЕНИЯ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Алалия…………………………………………………………………………………...216

Афазия…………………………………………………………………………………...239

ΙV. СИСТЕМНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ……………………….…..256

V. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

ФФНР……………………………………………………………………………………295

ОНР………………………………………………………………………………………306

VΙ. СРЕДСТВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

Логопедический массаж……………………………………………………………….……333

Пальчиковая гимнастика…………………………………………………………………..339

VΙΙ. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫ ВИДАХ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Особенности логопедической работы при нарушениях слуха…………………………347

Особенности логопедической работы при нарушениях зрения……………………….354

Особенности логопедической работы при умственной отсталости…………………...361

Особенности логопедической работы при ЗПР………….………………………………368

Особенности логопедической работы при ДЦП………….……………………………...375

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………381

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………...……………………………………384

ВВЕДЕНИЕ

Современные логопеды, как коррекционные педагоги, должны строить свою работу на фундаментальных знаниях структуры речевого нарушения. Так как от этого зависит и правильная постановка логопедического заключения и эффективность коррекционной работы.

Первичным отклонением является биологически обусловленное нарушение устной речи. Причем формирование вторичных речевых и психологических отклонений обусловлено сложной внутренней картиной «дефекта».

Концептуальными основами исследования развития детей с нарушениями речи являются положения, предложенные Л.С. Выготским.Он ввел понятие «структура дефекта»: первичное отклонение в сложной структуре составляет «ядро», его возникновение биологически обусловлено. Вторичными проявлениями являются новообразования, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первичными, вследствие системной организации психики.

Опираясь на представления Л.С. Выготского о сложной специфической структуре развития, следует отметить, что в силу причин объективного характера дети с ЗРР не достигают возрастных (нормативных) уровней психического развития, свойственных для определенного возраста.

Структура дефекта при каждом нарушении речи включает в себя специфические отклонения в развитии фонетики, фонематического восприятия, лексики, грамматического строя речи и в целом - устного и письменного дискурса (связного высказывания). Целостное изучение этих характеристик у отдельного индивидуума лежит в основе концепции Л.С. Выготского о системном анализе при любом нарушении речи. Осуществить исследование в полной мере возможно в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, согласно которому логопед осуществляет процесс логопедической коррекции в рамках ведущего вида деятельности.

Л.С. Выготский указывал, что развитие психики аномального ребенка подчиняется общим закономерностям развития [ Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства// Хрестоматия по патопсихологии. М., 1981]. Вероятно, осознание ребенком экспрессивной задержки речи и вызывает дальнейшие изменения в психике, а точнее специфические психологические закономерности.

По мнению В.И. Лубовского закономерности развития аномального ребенка «имеют разную меру общности. Одни характерны для всех форм аномального развития, другие объединяют лишь некоторые, третьи свойственны одному конкретному дефекту» [Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология.1971. № 6. С. 15-19.].

Преломляя концепцию Л.С. Выготского по отношению к лицам с речевыми нарушениями, следует сделать вывод о необходимости выделения общего момента, свойственного всем детям с нарушениями речи.

К закономерностям в развитии речи следует отнести:

1. длительное отсутствие отдельных слов или близких к ним речевых образований к 2 годам или простых выражений или фраз из двух слов к 3 годам;

2. ограниченное словарное развитие; чрезмерное использование небольшого набора общих слов;

3. трудности в подборе подходящих слов и слов заменителей;

4. сокращенное произношение;

5. незрелая структура предложений;

6. синтаксические ошибки: пропуски словесных окончаний или приставок; неправильное использование или отсутствие грамматических признаков, таких как предлоги, местоимения, и спряжений или склонений глаголов и имен существительных.

7. обобщенное употребление правил;

8. отсутствие плавности предложений и трудности в установлении последовательности при пересказе событий прошлого.

9. недостаточность разговорной речи сопровождается задержкой или нарушением словесно-звукового произношения.

10. навыки рецептивной речи в нормальных пределах для умственного возраста ребенка (хотя часто она может быть немного ниже среднего уровня).

Данный контингент достаточно широко представлен как в детской, так и во взрослой популяции, поэтому изучение феномена отклоняющегося развития речи, позволит более четко обозначить направления логопедической диагностической и коррекционной помощи.

Данное пособие, раскрывает теоретический фундамент логопедической помощи: комплексной диагностики уровня развития ребенка с НР (нарушением речи); определения его специальных образовательных потребностей, что создаст условия для эффективного преодоления отклонений с первых лет жизни.

При этом, важной задачей является ранняя комплексная диагностика и коррекция отклонений у данной категории детей [О.В. Громова, Е.К. Лютова. Масара Ибуку, Е.И. Морозова, Р.Ж. Мухамедрахимов, Л.М. Крапивина, Е.В. Попцова, Л.С. Сековец, Е.О. Смирнова, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина].

Необходимость ранней логопедической коррекции обусловлена особенностями психического развития детей. Упущенное время потребует от логопеда более сложных специальных усилий по преодолению нарушения. В раннем возрасте основным препятствием является – первичное отклонение, но в конце раннего возраста на первый план выходят вторично возникшие нарушения психического развития, нарушающие процесс социально-психологической адаптации.

В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова структуру речевого дефекта трактуют как устойчивую совокупность речевых и неречевых симптомов, характерных для конкретного нарушения речи [Калягин В.С., Овчинникова Т.С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: Учебное пособие.- СПб.: КАРО, 2005.- 288с: С.63].

Важность и значимость выявления «структуры дефекта» неоднократно подчеркивалась Л.С. Выготским: «исследователь должен проникнуть не только в мертвую структуру отдельных синдромов, но он должен раньше всего понять законы их динамического сцепления, их взаимосвязь, их отношения» [Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии // Выготский Л.С. Собр.соч.Т.5. М.,1983. с.74].

Современный подход в изучении структуры отклоняющегося развития, по мнению ряда исследователей, должен всесторонне раскрывать взаимодей­ствие двух универсальных систем: дифференцированной и интегративной (В. П. Зинченко, 1996; 1984; Л. Ф. Обухова, 1996; Н. И. Чуприкова, 1990, 1997 и др.). Некоторые положения этой теории опираются на идею о необходимости сис­темного анализа психических явлений с точки зрения образую­щих ее элементов, в качестве которых выступают: 1) разделенность ее объектов; 2) сопоставление их друг с другом; 3) направ­ление этих сопоставлений (смежность, сходство, причинная связь принадлежность и т. д.) (И. М. Сеченов, 1947).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: