Методика логопедической работы И.И. Ермаковой

Устранение нарушений звуковой стороны речи базируется на тщательном логопедическом обследовании детей. Устанавливается наличие и степень нёбно-глоточной недостаточности, рубцовые изменения твердого и мягкого неба, его длина, характер контакта с задней стенкой глотки (пассивный, активный, функциональный), зубочелюстные аномалии, особенности моторики артикуляционною аппарата, наличие компенсаторных мимических движений.

Эффективность логопедической работы находится в тесной связи с анатомическим и функциональным состоянием речевого аппарата, большое значение придается также психофизическому состоянию ребенка, его поведению и личности в целом. Система коррекционной работы по развитию фонетически правильной речи включает следующие разделы: развитие движений мягкого неба, устранение назального оттенка, постановка звуков и развитие фонематического восприятия.

Содержание первого раздела меняется в зависимости от того, оперирован или нет ребенок. Если операция произведена, то большое внимание уделяется массажу мягкого неба для сглаживания и большей эластичности послеоперационного рубца. Массаж должен продолжаться 1,5 -2 минуты, т.е. нужно произвести 40-60 быстрых ритмических движений по нёбу. (2 раза в день в течение 6-12 месяцев). Существенной в послеоперационный период является работа по активизации мягкого нёба. Для этого применяют следующие упражнения.

Гимнастика для неба. Глотание воды маленькими порциями, что вызывает наиболее высокое поднятие мягкого неба. При следующих друг за другом глотательных движениях удлиняется время удержания мягкого неба в поднятом положении. Детям предлагается попить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать на язык из пипетки по несколько капель воды.

Позевывание при открытом рте, имитация позевывания. Полоскание горла теплой водой маленькими порциями. Покашливание, что вызывает энергичное сокращение мышц валика Пасавана (на задней стенке глотки). Валик Пассавна может увеличиваться на 4-5 мм и в значительно степени возмещает небно-глоточную недостаточность.

Произвольное покашливание производится 2-3 раза или больше на одном выдохе. В это время сохраняется контакт неба с задней стенки глотки, а воздушный поток направляется через ротовую полость. Первое время рекомендуется производить покашливание с высунутым языком, затем - покашливание с произвольными паузами, во время которого от ребенка требуют сохранить контакт неба с задней стенкой глотки, постепенно ребенок приучается активно поднимать его и направлять воздушную струю через рот.

Производится четкое энергичное утрированное произнесение гласных звуков (на твердой атаке) высоким тоном голоса, при этом увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок.

Эти упражнения дают положительные результаты в дооперационном периоде и после операции. Систематическое их проведение в течении длительного времени в дооперационный период подготавливает ребенка к операции и сокращает сроки последующей коррекционной работы.

Работа над дыханием является необходимой для воспитания правильной звучной речи. У детей с ринолалией очень короткий неэкономный выдох, расходующийся через рог и носовые ходы. Для воспитания направленной ротовой воздушной струи используются упражнения: вдох и выдох носом, вдох носом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом; вдох и выдох ртом.

При систематическом выполнении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в изменении фонации и учится правильно направлять выдыхаемый воздух. Это способствует воспитанию правильных кинестетических ощущений движения мягкого неба.

При выполнении упражнений важно контролировать ребенка, т.к. ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Используются различные приемы контроля: приставляется зеркало к носовым ходам, ватка, полоска тонкой бумаги и т.д. Воспитанию правильной воздушной струи способствуют упражнения с дутьем на ватку, на полоску бумаги и т.д.

Одновременно осуществляется цикл упражнений, основная цель которых нормализация речевом моторики. Повседневное их применение устраняет высокий подъем корня языка, недостаточную губную артикуляцию и увеличивает подвижность кончика языка. В связи с этим уменьшается чрезмерное участие корня языка и гортани в произношении звуков. Гимнастика для губ и щек. Надувание обеих щек одновременно Надувание щек попеременно втягивание щек в ротовую полость между зубами. Сосательные движения - сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти при этом сомкнуты. Оскал: губы сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов. "Хоботок", с последующим оскалом при сжатых челюстях. Оскал с раскрыванием и закрыванием рта, с последующим смыканием губ. Оскал при раскрытом рте, с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов (п, б, м). Вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях. Вытягивание губ узкой воронкой (имитация свиста). При широко раскрытых челюстях губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Поднимание плотно сжатых губ вверх и вниз при плотно сжатых челюстях. Поднимание верхней губы - обнажаются верхние зубы. Оттягивание вниз нижней губы - обнажаются нижние зубы. Движения губ хоботком влево-вправо. Вращательные движения губ хоботком, Сильное надувание щек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: