При устранении брадилалии логопедические приемы направлены на воспитание более быстрых и четких речевых движений в процессе речи; убыстренных речевых реакций; темпа внутренней речи; темпов письма и чтения и т.д.; правильной просодической стороны речи: темпа, ритма, мелодики, паузации, ударения.
При выраженной брадикинезиинеобходимо нормализовать общую моторику: координацию, целенаправленность, ритм, формировать ручной праксис; развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие и др. психические процессы, свойства и состояния. По мере этого включается речевой материал.
Все виды коррекционной работы основываются на различных речевых упражнениях. Основные упражнения: *произношение речевого материала различной сложности (слогов, слов, коротких фраз, скороговорок и т.д.), *чтение (сопряженное с логопедом, затем самостоятельное) под отбиваемый рукой такт, под метроном с постепенным ускорением темпа говорения и чтения, *работа над воображением при действии внешних раздражителей различного ритма темпа для убыстрения его внутренней речи; *заучивание и воспроизведение диалогов с акцентом на речевых особенностях разных персонажей самим пациентом в паре с логопедом, затем с товарищем по группе; *нормализации темпа речи при брадилалии способствуют также занятия по логопедической ритмике.
В результате 6 – 12-месячной работы речь становится значительно четче и быстрее. Однако после курса занятий необходимо сравнительно долгое наблюдение за детьми. Рекомендуется: самостоятельные занятия, постоянный контроль за темпом речи, консультативные занятия у логопеда, катамнестические исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беккер К., Совак М. Логопедия. – М.: 1981.
2. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: ВЛАДОС, 2006.
3.. Хватцев М.Ф. Логопедия. – М.: 1959
4. Хватцев М.Ф. Логопедия: работа с дошкольниками.- М.: Аквариум, 1996.
5. Филичева Т.Б. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
ТЕСТ
1. Брадилалия это –
А. патологически ускоренный темп речи;
Б. патологически замедленный темп речи;
В. неправильное формирование фразы;
2. Поставьте диагноз, если в анамнезе отмечено патологическое усиление тормозного процесса, который доминирует над процессами возбуждения:
А. заикание;
Б. брадилалия;
В. тахилалия;
3. Опишите речевую и неречевую симптоматику при брадилалии.
4. Из ниже перечисленных терминов выберете те, которые не имеют отношения к нарушению темпа речи:
А. тахилалия;
Б. брадилалия;
В. дисграфия;
5. Из перечисленных ниже приемов выберете те, которые используются при устранении брадилалии:
А. чтение (сопряженное с логопедом, затем самостоятельное) под отбиваемый рукой такт, под метроном с постепенным ускорением темпа;
Б. воспитание медленных плавных движений;
В. работа по усвоению медленного темпа на материале громкого чтения.
Ответы: 1 - Б, 2 – Б, 4 – В, 5 - А