Методика И. Г. Выгодской

Весь курс работы по исправлению заикания при использовании данной методики составляет в среднем три месяца, но он может увеличиваться или уменьшаться, в зависимости от успехов по исправлению речи.

Вподготовительном периоде Г. И. Выгодская предлагает соблюдать режим относительно молчания и делать релаксационные упражнения. Затем она рекомендует строить работу в следующей последовательности:

1. Работа над речевым дыханием.

Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.
В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже – короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться.

2. Куклы-бибабо.

Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Упорядоченности и согласованности речевой моторики заикающегося способствуют многообразные мелкие движения пальцев руки. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Куклы позволяют логопеду незаметно исправлять запинки заикающихся, так как замечание делается не ребенку, а его кукле. Например, «Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Вася, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп. Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно.

3. Инсценировки.

Известно, что заикающийся ребенок, входя в определенный образ, может говорить свободно. Эта способность к перевоплощению, присущая всем людям, а детям в особенности, широко используется в логопедической работе с заикающимися дошкольниками.

Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх-драматизациях. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Затем инсценировки включаются в программу праздничного или заключительного концерта, где дети получают возможность выступать в более сложных условиях. Работая с детьми над инсценировками, логопед не преследует цель обучать их актерскому мастерству. Важно создать на занятиях ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.
Любые инсценировки должны разворачиваться в присутствии зрителей. Это вызывает у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить.
Распределяя роли в игре-драматизации, логопед должен учитывать, какая речевая нагрузка возможна для детей в определенный период логопедической работы.

4. Сюжетно-ролевые игры.

Играя, дети уточняют свои представления о действительности, заново переживают события, о которых слышали или в которых участвовали или были их свидетелями, перевоплощаются. Так, например, куклы становятся их детьми, которых надо воспитывать, лечить, водить в школу. С детской наблюдательностью и непосредственностью, изображая мир взрослых, ребенок копирует их слова, интонацию, жесты.

5. Логопедическая ритмика.

Музыкально-двигательные упражнения помогают корригированию общей моторики, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию движений определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка. Музыкальное сопровождение всегда положительно влияет на его эмоциональное состояние и имеет серьезное значение для тренировки и корригирования его общей и речевой моторики. Формы музыкально-ритмических упражнений могут быть разнообразны: отстукивание определенного такта, изменение темпа, характера или просто направления движения в зависимости от темпа или характера музыки, пение, мелодекламация, рассказывание стихотворения в сопровождении соответствующих движений, танцы и пляски, речевые игры и т.д.

6. Произнесение скороговорок с разной интонацией.

7.Произнесение приветствий,обращений, имен с разными эмоциями (радость, грусть, безразличие) и интонациями (ласково, требовательно, весело и т. п.) (3).

Подводя итоги, необходимо отметить, что логопед имеет право и обязан творчески строить логопедические занятия, применяя известные методики в соответствии с контингентом заикающихся детей, их индивидуально психологическими особенностями. Указанные методики логопедического воздействия на заикающихся дошкольников разработаны в соответствии с “Программой воспитания и обучения детей в детском саду”, являющейся обязательным документом как для массовых детских садов, так и для специальных речевых детских садов и речевых групп при массовых детских садах. Методики направлены на организацию логопедической работы в рамках “Программы воспитания детей в детском саду”, поскольку в конечном итоге заикающиеся дети, усвоив навыки правильной речи и знания, определенные программой, далее обучаются и воспитываются в условиях нормально говорящих сверстников. Логопедическое воздействие, направленное на собственно речевое расстройство и связанные с ним отклонения в поведении, формировании психических функций и т.п. помогает заикающемуся ребенку социально адаптироваться в среде правильно говорящих сверстников и взрослых.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ПОДРОСТКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ

В подавляющем большинстве у подростков и взрослых заикание является следствием длительно протекающего про­цесса, возникшего в детстве. В данные возрастные периоды речевой дефект наиболее ярко выражен, стоек в своих прояв­лениях, спаян с личностью, с нарушенной системой отноше­ний личности и поэтому с трудом поддается устранению, час­то склонен к рецидивам. При устранении заикания необходимо применять дифференцированные в соответствии с его особенностями методы коррекционного воздействия в рамках существующего комплексного лечебно-педагогического подхода к заиканию. За основу лечебно-педагогического воз­действия следует считать следующие положения.

1. Комплексность как взаимопроникновение медицинских и педагогических приемов. Например, психотерапевтическая методика — аутогенная тренировка — включает в себя речевой, логопедический материал, индивидуальные логопедические за­нятия, в свою очередь, проходят с использованием психотера­певтической методики функциональных тренировок и т. д.

2. Сложность клинической картины заикания у подрост­ков и взрослых выдвигает на первый план в комплексном преодолении заикания медицинские мероприятия. Это суще­ственным образом влияет на место, роль и специфику лого­педической работы с заикающимися. Поэтому в настоящее время все чаще эта работа обозначается как логотерапия, логопсихотерапия.

3. Поэтапность, согласно которой все виды нагрузок (лого­педическая, психотерапевтическая, логоритмическая) должны постепенно возрастать от простого к сложному как при под­боре речевого материала, так и в построении системы функ­циональных тренировок. Каждый из этапов с самого начала должен позволять заикающемуся добиваться определенных успехов.

4. Нозологическая дифференцированность и индивидуали­зация лечебных воздействий.

Специализированная помощь заикающимся подросткам и взрослым в нашей стране оказывается в системе здравоохра­нения: в логопедических кабинетах и стационарах психонев­рологических диспансеров и больниц.

Об особенностях логопедической работы с заикающимися подростками и взрослыми писали И. Ю. Абелева, Л. 3. Андро­нова, Л. П. Голубева, А. Я. Евгенова, М. Н. Киселева, А. И. Лубен-ская, М. И. Мерлис, Ю. Б. Некрасова, Н. Ф. Синицина, М. В. Смирнова, М. Е. Хватцев, А. Г. Шембель, В. М. Шклов­ский и др.

Методика устранения заикания у подростков в условиях медицинского стационара, разработанная сотрудниками ГНИЙ уха, горла и носа под руководством проф. С. С. Ляпи­девского, содержит б основных этапов логопедической рабо­ты: 1) подготовительный (2—3 дня); 2) установочный (всту­пительная конференция, специальный инструктаж в плане психотерапии); 3) максимальное ограничение речи (10—14 дней); 4) активная перестройка речевых навыков (3—4 неде­ли); 5) закрепление правильных речевых навыков (3—4 не­дель); 6) заключительный этап (выпускная конференция, спе­циальный инструктаж).

Собственно речевые занятия с заикающимися начинаются с установочного этапа, когда они на положительных примерах лечившихся до них получают стимул к собственному из­лечению. На этапе максимального ограничения речи заика­ющиеся находятся на полном режиме молчания 3—5 дней, а в остальные 7—9 дней — относительного речевого покоя. Под руководством логопеда они овладевают сопряженной, полу­отраженной и отраженной речью, а затем и небольшими фра­зами, необходимыми для обихода в отделении. В этот же пе­риод с заикающимися проводятся упражнения по постановке дыхания и артикуляционная гимнастика.

На этапе активной перестройки речи вводится речевой ре­жим, работа над диалогом, беседы на заданную тему, неболь­шие самостоятельные пересказы на свободную тему. Во вре­мя речевой практики заикающиеся закрепляют полученные навыки самостоятельной речи в различных ситуациях (тре­нировка на экстрараздражители).

На заключительном этапе (выпускная конференция с уча­стием родителей и друзей, обслуживающего персонала и др.) подростки отвечают на вопросы аудитории, декламируют или читают отрывки из художественных произведений, разыгры­вают небольшие сценки из пьес, делают доклады.

Логопедическая работа со взрослыми заикающимися в поликлинических условиях делится (в порядке е усложне­ния) на три периода (А. Я. Евгенова и М. В. Смирнова):

Первый период (14 занятий) содержит артикуляционные и дыхательные упражнения; счетную и фразовую зарядки; вопросы и ответы; несложное сообщение; короткое стихотво­рение (наизусть).

Второй период (12 занятий) включает речевую зарядку; чтение; изложение прочитанного; рассказ на данную тему; практику разговорной речи; объединенные занятия.

В третьем периоде (12 занятий) заикающимся предлага­ются небольшие доклады; работа с художественным матери­алом (стихотворение, художественная проза); драматизация; экскурсии (индивидуальные и групповые); отчеты лечащих­ся как особая форма речевой работы.

По методике И. Ю. Абелевой, Л. П. Голубевой, А. Я. Евгеновой, Н. Ф. Синициной, М. В. Смирновой рекомендуется на­чинать занятия с дыхательных, голосовых и артикуляцион­ных упражнений.

Далее предусматривается работа над гласными звуками; словами (с ударным гласным на первом, втором, третьем, чет­вертом слоге); фразами (начинающимися со слов с началь­ным гласным, согласным звуком; фразы с одной, двумя, тремя дыхательными паузами). В последовательном усложне­нии речевых упражнений следует работа над песнями; сти­хотворной речью (сказки в стихах, стихотворения, басни); чте­нием; заучиванием текстов наизусть; пересказом прочитанного текста; сообщением на заданную тему; текстом драматических произведений. После всего этого следует прак­тика разговорной речи (диалоги-сценки, телефонные разгово­ры, речевые игры).

В связи с возросшим интересом к изучению психологи­ческих особенностей заикающихся в последние годы значи­тельно обоснована необходимость психотерапевтического воз­действия.

В системе логопсихотерапевтической работы с подростка­ми и взрослыми находят место суггестивные формы психоте­рапии (императивное внушение в бодрствующем состоянии, аутотренинг, самовнушение, гипноз).

В разработанной В. М. Шкловским комплексной системе курс лечения заикания (2,5—3 месяца) включает пять эта­пов: подготовительный (диагностический); перестройки па­тологических речевых навыков и нарушений отношений лич­ности; закрепления достигнутых результатов; диспансеризации и профилактики; санаторно-курортного лечения.

На подготовительном (диагностическом) этапе (10—15 дней) проводится изучение больного невропатологом, дефектологом и психотерапевтом; изучаются анамнестические и клинические данные, намечаются психотерапевтические и логопедические мероприятия, медикаментозное лечение.

На этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности (от 1 до 1,5 месяцев) про­водятся логопедические занятия по нормализации дыхатель­ной, голосовой функций, выработке речевых эталонов и т. д. Одновременно начинается аутогенная тренировка и рациональ­ная психотерапия. Затем (спустя 15—20 дней) проводится сеанс внушения в бодрствующем состоянии. После сеанса начинается активная логопедическая работа. Достигнутые результаты закрепляются во время сеансов гипнотерапии, са­мовнушения и рациональной психотерапии.

Навыки слитной речи автоматизируются, заикающиеся обучаются различными приемами, помогающим им справить­ся с возникающими речевыми затруднениями: упражняются в произнесении ряда гласных звуков, затем цифр, отдельных фраз и т. д. В случаях, когда не удается достигнуть полной нормализации речи, вводятся упражнения в сопряженном и отраженном произношении. Логопедическая работа проводит­ся наряду с активной суггестивной психотерапией.

Речевым занятиям в течение дня отводится не менее 3—4 часов.

Психотерапевтическая работа на этапе перестройки пато­логических речевых навыков и нарушенных отношений лич­ности имеет различные формы. С помощью рациональной психотерапии больному разъясняют причины заикания, не­обходимость активного отношения к занятиям для успешно­го лечения заикания.

Гипнотерапия начинается на 3—4-й день после начала ак­тивной тренировки речи. Проводится вначале 3 раза в неде­лю, а затем один раз в 7—10 дней. Во время внушения особое внимание уделяется нормализации эмоционально-волевой сферы и деятельности артикуляционно-голосового и дыхатель­ного аппарата. Гипнотерапия в ряде случаев является хоро­шей подготовкой к проведению сеанса внушения в бодрству­ющем состоянии.

Используются беседы на фоне сильного эмоционального напряжения больных, заканчивающиеся императивным вну­шением; императивное внушение с включением демонстра­тивных моментов. Сеанс заранее назначается на определен­ный день, который особенно ожидается больными, так как он является переломным этапом в их лечении.

В процессе самовнушения заикающиеся стремятся пред­ставить себя хорошо говорящими, вызывают у себя представ­ление о том, как они говорят без заикания дома, в учебном заведении на работе и в других ситуациях. Сеанс самовнуше­ния рекомендуется проводить также перед сном.

На этапе закрепления достигнутых результатов (в течение месяца) проводится тренировка речи больного в жизненной обстановке.

В. М. Шкловский подчеркивает необходимость диспансе­ризации и профилактики как важных разделов работы, без которых не может быть решена проблема лечения заикания. Для заикающихся с глубокими невротическими нарушения­ми и резко выраженной вегетативной дистонией автор сове­тует проводить санаторно-курортное лечение с использовани­ем ЛФК и физиотерапевтических мероприятий.

Все современные системы логопедических занятий с заи­кающимися подростками и взрослыми объединяются нали­чием в них (помимо последовательно усложняемых речевых упражнений) различных форм психотерапии. Различаются они между собой в основном тем, какое значение и место от­водится отдельным видам психотерапии в логопсихотерапевтической работе.

Речевые упражнения в системах логопсихотерапевтических занятий с заикающимися строятся на основе общеприня­тых в детской логопедии, но с учетом возрастных особеннос­тей пациентов. В 70—90-е годы XX в. устранение заикания у подростков, юношей и взрослых предполагает обязательно дифференцированный подход и в изучении, и в самом устра­нении заикания. Общепринятый комплексный лечебно-педа­гогический подход в работе с заикающимися разного возрас­та уточняется, дифференцируется в зависимости от состояния заикающегося и необходимости преимущественной работы над теми или иными сторонами речи и личности пациента.

В лаборатории функциональных и других видов патоло­гии речи ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В. П. Сер­бского лечение заикания у взрослых осуществляется с уче­том нозологической разнородности больных (заикающиеся с невротическими расстройствами; с психопатиями; с явления­ми раннего органического поражения центральной нервной системы; с вялопрогредиентной шизофренией).

Лечение включает комплекс медико-педагогических ме­роприятий: медикаментозные, психотерапевтические, лого­педические, логоритмические (Н. М. Асатиани, В. Г. Каза­ков, Л. И. Белякова, А. И. Лубенская, Е. В. Оганесян и др.).

При поступлении больных на лечение осуществляется ме­дицинское обслуживание, затем в течение первых 10 дней пребывания заикающихся в клинике устанавливается диаг­ноз на основании клинических исследований, логопедических наблюдений и параклинических обследований.

Логопедическое обследование наряду с медицинским осу­ществляется в первые 10 дней пребывания больных в клини­ке: устанавливают глубину и тяжесть речевого дефекта, осо­бенности нервно-психического состояния, намечают план индивидуальной работы с заикающимися в рамках комплек­сного подхода. Выделяются следующие этапы стационарного лечения: подготовительный (5—7 дней), активной терапии (20 дней), активной тренировки (10 дней), завершающий, в ходе которого происходит предельное усложнение речевых ситуа­ций (3—5 дней).

Во время подготовительного этапа рекомендуется ограни­чение речевого общения, формируются коллективы больных характер вторичных невротических наслоений, параллельно проводит­ся индивидуальная психотерапевтическая работа.

Со 2-й недели, с началом этапа активной терапии, больные включаются в коллективные занятия аутогенной трениров­кой, а также в систематические индивидуальные занятия с логопедом. К этому времени определяются основные медика­ментозные назначения, направленность индивидуальной пси­хотерапии, проводимой лечащим врачом.

На этапе активных тренировок больные выходят за преде­лы стационара для функциональных речевых тренировок под руководством психотерапевтов и логопедов (разговор на ули­це, в магазине с продавцом, у кассы, по телефону и т. п.).

Завершающий этап содержит предельно сложную речевую нагрузку — индивидуальные и коллективные речевые выс­тупления перед многолюдной аудиторией. Выступления име­ют форму концертной программы с включением музыкаль­ных номеров (мелодекламация, сольное и хоровое пение).

Перед выпиской из стационара каждому даются рекомен­дации по дальнейшей самостоятельной работе в рамках под­держивающих логопедических занятий, аутогенной трениров­ки, повторения некоторых элементов логопедической ритмики.

Весь курс лечения в стационаре пронизан прямым и кос­венным психотерапевтическим воздействием на больных в виде коллективных и индивидуальных психотерапевтических бесед. Курс аутогенной тренировки включает обследование заикающихся; усвоение ими основных приемов саморегуля­ции; отработку навыков локальной релаксации мышц, в кото­рых возникает патологическое напряжение; овладение сокра­щенными формулами самовнушения, приемами активной регуляции мышечного тонуса и использование навыков ло­кальной релаксации в процессе речевой деятельности.

Логопедическая, дидактическая, коррекционная и логотре-нировочная работа, проводимая логопедом, строится в зависи­мости от клинической принадлежности заикающегося, его возраста, развития, личностных особенностей. Например, ак­цент на логопедических занятиях более всего уместен в отно­шении больных с неврозоподобным заиканием на фоне резидуальноорганической церебральной недостаточности. Для больных с невротическим заиканием более эффективны пси­хотерапевтические приемы.

Практический материал занятий направлен на коррекцию нарушений дыхания, голоса, артикуляции, на развитие моторики артикуляционного аппарата и тренировку моторной фун­кции вообще, на тренировку всех видов звучной речи (сопря­женная и отраженная речь, чтение стихов и прозы, вопросо-ответная речь и т. д.). Особое внимание уделяется речевым функциональным тренировкам, которые дают воз­можность закрепить полученные речевые навыки в условиях кабинета, стационара и в обычных жизненных ситуациях и помогают заикающимся выработать правильное отношение к трудным речевым ситуациям. По мнению авторов, эффек­тивность устранения заикания у взрослых обусловлена при­менением всего арсенала комплексного медико-педагогичес­кого подхода, психотерапии, фармакотерапии, функциональных речевых тренировок, индивидуальных, групповых и коллек­тивных занятий, логопедической ритмики и лечебной физ­культуры, физиотерапии и общеукрепляющего лечения.

Некоторые авторы считают целесообразным сообщать за­икающимся, а затем регулярно повторять с ними правила для упражнения в плановой речи. Предполагается, что по мере прохождения логопедического курса правила речи будут вы­полняться заикающимися автоматически и способствовать нормализации их речи. Впервые 12 правил для упражнения в плавной речи были разработаны А. Гутцманом в 1924 г. Они представляют познавательный интерес и в настоящее время, поскольку используются в практике логопедов.

Правила для упражнения в плановой речи:

1. Говори медленно и спокойно, т. е. выговаривай слог за слогом, слова за словом, предложение за предложением.

2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.

3. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.

4. При разговоре стой или сиди прямо и спокойно.

5. Прежде чем начать говорить, быстро, глубоко вдохни ртом.

6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора ста­райся по возможности задерживать дыхание.

7. Переходи всегда решительно и определенно в положе­ние для произнесения гласных.

8. Направляй выдох не на согласный звук, а на гласный.

9. Никогда не нажимай на согласные; в случае необходи­мости говори ниже обыкновенного тона и несколько растяги­вай все гласные.

10. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном.

11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет одно многосложное слово.

12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК РЕЧИ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕННОГО КУРСА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

В логопедической практике принято оценивать эффектив­ность преодоления заикания по следующей шкале: речь сво­бодная, без заикания, со значительным улучшением, с незначи­тельным улучшением и без улучшения. Речь заикающегося здесь оценивается по сравнению с ее исходным состоянием перед началом курса логопедических занятий.

Принятую оценку речи нельзя считать достаточно полной, так как она не дает объективного представления о состоянии речи ребенка к концу коррекционного курса. Например, ребе­нок с тяжелой формой заикания в начале занятий почти не говорил, наблюдались спазмы на каждом слове, выраженный страх речи, уход в себя и т. д., а в конце курса судороги на­блюдались только в начале отдельных фраз, их сила значи­тельно уменьшилась, ребенок стал общительнее и т. д. Таким образом, результат занятий значительный, хотя заикание при этом остается.

Такая оценка характеризует успех работы логопеда и воз­можности ребенка. Однако подобная оценка субъективная, она не отражает объективной картины состояния его речи и не определяет необходимых условий для дальнейшей работы с ним.

Возможна дополнительная оценка речи заикающегося, в которой состояние его речи после проведенного курса логопе­дических занятий сравнивается с правильной речью незаика­ющегося ребенка.

Но в сложных условиях могут наблюдаться пароксизмы заи­кания и уловки. В данном случае логопед руководствуется следующими критериями:

Практически здоровая речь. Речь у ребенка на занятиях и вне их свободная. Он самостоятельно и уверенно использует приобретенные навыки правильной речи и пове­дения. Уловки и сопутствующие движения сняты. Ребенок уверен, что он стал говорить правильно и что при дальнейшей закрепительной работе заикание никогда не вернется.

Незначительные остаточные явления заика­ния. Ребенок свободно говорит на логопедических закреплены недостаточно прочно, несмотря на хорошую речь на логопедических занятиях. Недостатки речи ребенок не переживает или вовсе их не замечает. Он уверен, что при же­лании может говорить совершенно свободно.

Значительные остаточные явления заика­ния. Несмотря на улучшение состояния речи в результате коррекционно-педагогической работы с ребенком, у него продолжа­ют наблюдаться пароксизмы заикания даже на логопедических занятиях. Ребенок самостоятельно не может или не хочет ис­правлять свои речевые запинки. Чтобы замаскировать свою не­правильную речь, иногда прибегает к сопутствующим движе­ниям и уловкам. К значительным остаточным явлениям заикания относятся также случаи, когда коррекционно-педагогическая работа с ребенком не дала видимых результатов.

Таким образом, эффективность преодоления заикания после логопедической работы должна включать две оценки, отража­ющих результат проведенной работы и объективную оценку состояния речи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнян Л. З. Как лечить заикание. – М.: Эребус, 1993. – 160 с.

2. Белякова Л. И., Дьякова Е.А. Заикание. - М.: В. Секачев, 1998. - 304с.

3. Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. - М.: Просвещение, 1993. – 223 с.

4. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой - М.: ВЛАДОС, 2006. - 703с.

5. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 208с.

ТЕСТ

1. Наследственная отягощенность относится:

А. к группе производящих причин заикания;

Б. к неблагоприятным условиям возникновения заикания;

В. к предрасполагающим факторам.

2. Заикание чаще встречается:

А. у девочек;

Б. у мальчиков;

В. у мальчиков и девочек с равной частотой.

3. При заикании судороги делятся на:

А. дыхательные и голосовые;

Б. дыхательные и артикуляционные;

В. дыхательные, артикуляционные и голосовые.

4. При какой форме заикания отмечается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц:

А. при тонической;

Б. при смешанной;

В. при клонической.

5. В какой методике логопедическая работа проходит от использования сопряженной и отраженной речи к нормальной (самостоятельной речи):

А. методика И. Г. Выгодской;

Б. методика Л. И. Беляковой;

В. методика Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау.


Ответы: 1 - В, 2 - Б, 3 –В, 4 - А, 5 - В.


ЗАИКАНИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: