Связь нарушений письма и чтения с нарушениями вербальных и невербальных психических функций

Нарушения письма и чтения и наследственная предрасположенность. Дефекты устной речи и нарушения письма и чтения. Дисграфия и дислексия при билингвизме. Нарушения памяти и нарушения письма и чтения. Нарушения письма и чтения и латерализация сенсомоторных функций (левшество, переученное левшество, вынужденное левшество). Нарушения зрительно-пространственной ориентировки и нарушения письма и чтения. Нарушения пространственно-временной последовательности и нарушения письма и чтения. Моторные расстройства и нарушения письма и чтения.

Некоторые авторы, изучающие нарушения чтения у детей, отмечают наследственную предрасположенность при дислексиях.

Так, М.Лами, К.Лонай, М.Суле изучали интересный случай дислексии у двух монозиготных близнецов 12 с половиной лет. На первом году обучения чтению у мальчиков наблюдались многочисленные ошибки, повторяющиеся, типические, стойкие. Овладение чтением проходило очень замедленно, с большими трудностями. В процессе письма также наблюдались разнообразные ошибки: замены сходных графически букв, перестановки букв и слогов, орфографические ошибки. По всем другим предметам, особенно по математике, знания были удовлетворительными. В анамнезе отмечалось нормальное моторное развитие. Однако речь появилась поздно, наблюдалось отставание в ее развитии. Фразовая речь появилась лишь к трем годам. Оба мальчика были правши; у одного – легкая амбидекстрия, он пользовался одинаково обеими руками.

Исследование и беседы с родителями выявили следующее. У матери были некоторые трудности при обучении чтению и письму. При обследовании простые фразы она читала и писала без ошибок. Но более тонкие пробы выявили ошибки почти столь же многочисленные, что и у детей. Отец – левша. В процессе обучения письму его учили писать левой, рукой. В детстве отец слегка заикался. В школьные годы у него была дислексия. У двоюродных братьев исследуемых детей по материнской линии также отмечалась дислексия; у дедушки по материнской линии – нарушение чтения; а у прадедушки по отцовской линии - левшество и дислексия.

Таким образом, генетическое исследование позволило авторам сделать вывод о наследственном характере некоторых факторов, обусловливающих возникновение дислексий

М.Захалкова и соавторы отмечают наследственную отягощенность у 45% детей с дислексией.

Б.Хальгрен считает, что очень трудно различать наследственные случаи. Однако изучение шести пар близнецов позволило ему подтвердить гипотезу генетической основы эволюционной дислексии.

Рейнхольд также указал на влияние наследственного фактора в этиологии дислексии у детей. Он исследовал детей с нарушениями чтения и письма с нормальным интеллектом, без нарушений слуха и зрения и без поражений центральной нервной системы. Автор указал, что нарушения чтения и письма у этих детей носили семейный характер, т.е. ими страдали их родственники. Анализируя результаты своих исследований, автор сделал вывод, что существует особая, врожденная форма дислексии. В этих случаях дети наследуют от родителей качественную незрелость мозга в его отдельных зонах. Эта незрелость структур головно­го мозга проявляется а специфических задержках развития определенной функции.

Исследования Дж.Фрайса и Ш.Смит (Институт генетики Колорадского университета) выявили особый ген на 15-й хромосоме у членов семей, у которых отмечалась дислексия. Обнаружение этого гена на отдельной хромосоме позволило бы объяснить механизм генетической обусловленности дислексии. Однако результаты этого исследования не были подтверждены другими авторами.

В работах ряда авторов (Галабурда, Гешвинд, Хайер, Хеслем и др.) отмечается органическая основа дислексии.

Исследования, проведенные Галабурдой (Гарвардский университет), основывались на посмертном изучении мозга мужчин, страдающих дислексией. У них были обнаружены анатомические аномалии мозга.

В анамнезе многих детей с дислексиями, кроме наследственной отягощенности, отмечаются вредности антенатального и перинатального периодов При этом наиболее существенную отрицательную роль в возникновений дислексии играют патологические факторы, действующие. в более поздние периоды развития плода и в постнатальный период. Можно предположить, что поздно воздействующие патологические факторы оказывают влияние на формирование поздно созревающих структур коры головного мозга, в частности, третичных зон, обеспечивающих функционирование сложных символических функций (устная речь, чтение и письмо).

У детей с дислексиями очень часто встречаются нарушения устной речи.

В литературе отмечается разнообразный характер нарушений устной речи при дислексии:

1) нарушения темпа и ритма речи (заикание, очень быстрая речь);

2) задержка появления речи;

3) недостаточность вербальной функции (неточность употребления слов);

4) нарушения грамматического строя устной речи;

5) нарушения звукопроизношения;

6) нарушения фонематического развития.

Нарушения темпа и ритма речи (заикание, быстрая речь) часто наблюдаются среди переученных левшей и этом случае являются следствием переученного левшества не имея прямого отношения к дислексии.

В качестве фактора, определяющего возникновение дислексии, некоторыми авторами рассматривается конфликт при двуязычии.

Первый вариант двуязычия - ребенок дома говорит на одном языке, а в школе, на улице общается на другом. Второй вариант - родители при общении с ребенком пользуются различными языками.

Считают, что основным фактором, вызывающим дислексию при двуязычии, чаще является психологический конфликт между тенденцией ребенка к родному языку и необходимостью говорить на другом языке (А.Серту, Ж.Расин, Ж.Мар, М.Гард, А.Хэм). В таком же плане рассматривается возникновение дислексии при семейном двуязычии.

В условиях двуязычия на возникновение дислексии оказывают влияние и психологические трудности, и трудности формирования речи, и трудности обучения. Однако к дислексии приводит не столько психологический конфликт или аффективные нарушения, сколько особенности экспрессивной речи, развивающейся в условиях двуязычия и характеризующейся многообразными нарушениями: Н рушениями произношения, несформированностью лексико-грамматического оформления и понимания речи.

Овладение языковыми обобщениями при двуязычии затруднено. Каждый язык характеризуется своей фонематической системой, определенными закономерностям и грамматического строя. В связи с этим в процессе овладения устной речью языковые закономерности одного языка будут как бы вступать в противоречие с еще плохо усвоенными закономерностями другого языка.

Таким образом, не психологический конфликт, а нарушения формирования устной речи, трудности усвоения языковых обобщений при двуязычии могут прежде вс е го обусловливать возникновение дислексии. Вместе с тем психологический конфликт и аффективные нарушения могут усугубить проявление нарушений чтения.

Большое количество исследований посвящено изучению пространственных представлений, развитию и состоянию функциональной асимметрии, т.е. латерализации, детей с дислексиями.

У детей, страдающих дислексией, наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении правого и левого, верха и низа. Отмечается неточность в определении формы величины.

Несформированность пространственных представлений у дислексиков проявляется не только при овладении чтением, но и в рисовании, в трудностях составления целого из частей при конструировании, в неспособности произвести заданную форму.

При исследовании детей с дислексиями выявлена задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя латерализация или нарушение латерализации левшество, смешанная доминанта. Как известно, при нормальной латерализации асимметрии деятельности правой и левой частей тела ведущими, более сильными являются правые части тела: правая рука, правая нога, правый глаз, правое ухо. При нарушении латерализации может наблюдаться левшество, когда доминирующей является левая рука, левая нога и т.д.; смешанная доминанта (например, доминирующими у одного и того же человека являются правая рука, левая левый глаз).

Частоту дислексии у левшей, у детей с неточной дискоординированной, смешанной латерализацией отмечают многие авторы. Так, Р.Заззо нашел в 3 раза больше нарушений чтения у детей со смешанной доминантой. Он считает, что смешанная доминанта служит препятствием хорошей моторно-сенсорной координации, к приобретению автоматизмов. М.Рудинеско, Ж.Трела также отмечают большую коту дислексии у левшей и большую пропорцию левшества среди дислексиков.

Б.Хальгрен находит среди дислексиков 18% левшей, контрольной группе – только 9%.

Ж.Ажуриагерра и Н.Гранжон сравнивали состояние латерализации у дислексиков и у нормальных детей. Они пришли к выводу, что левшество встречается как у нор-детей, так и у детей с дислексиями. Как у тех, и у других происходят определенные изменения в возрасте около 10 лет. В этот возрастной период меняется соотношение преобладания правого и левого. Так, среди нормальных детей до 10 лет количество левшей 30%, а после 10 - значительно меньше, 21%. Среди детей с дислексиями до 10 лет количество левшей равно 46%, а после 10 - 31%.

Таким образом, количество левшей среди нормальных детей 7-10 лет равно количеству левшей среди детей с дислексиями 11-13 лет. Это подтверждает мнение, что у дислексиков существует отставание в развитии этой функции.

Следует ли считать левшество механизмом дислексии? Если левшество представлять как один из главных факторов возникновения дислексии, то в таком случае невозможно объяснить механизм дислексии у правшей. Кроме того, часто встречаются левши, не имеющие нарушений чтения. Значит, левшество само по себе не может обусловливать возникновение дислексии. Соотношения между левшеством и дислексией не прямые, а сложные, опосредованные.

Во многих случаях, особенно при переучивании и при - смешанной доминанте, у детей наблюдаются специфические трудности формирования пространственных представлений, обозначений правого и левого. У детей-левшей отмечаются смешения правой и левой сторон. В норме же различение правого и левого формируется к 6 годам.

Достаточная сформированность пространственных представлений является необходимой предпосылкой различения и усвоения букв ребенком. У левшей без нарушения чтения, по-видимому, в процессе эволюции создаются механизмы, компенсирующие латеральную дискоординацию, у левшей-дислексиков эти системы компенсации орга­низуются более медленно, более поздно. В то время как количество переученных левшей уменьшается, количество детей, имеющих нарушения чтения меньше не становится. Это еще раз доказывает, что левшество не является причиной дислексии. Не сам факт левшества, а несформированность пространственных представлений, которая отмечается у переученных левшей и при смешанной доминанте, вызывает нарушения чтения.

Формирование правильного произношения звуков речи невозможно без достаточного развития тонких, координированных, точных движений речевого аппарата, а у большой части детей встречаются значительные нарушения общей и речевой моторики параличи, парезы, гиперкинезы и т.п. Так как деятельность речеслухового и речедвигательного анализаторов тесно связана, то эти нарушения отрицательно влияют на возможность акустического различения звука. Известно, что звук, который поздно появился в речи или неправильно произносится, плохо различается и акустически. Это еще более будет усугублять проявление дефектов звукопроизношения и определять их стойкость.

ДИАГНОСТИКА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: