Развитие волевой регуляции поведения человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности.
Развитие воли начинается с того момента. Когда ребёнок овладевает речью. Развитие воли у детей тесным образом связано с обогащением их мотивационной
И нравственной сферы. Совершенствование волевой регуляции связано с интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. (рефлексия – способность сознания человека сосредоточиться на самом себе). Особую роль в развитии воли у детей выполняют игры.
Конструктивные игры – способствуют формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые – к закреплению необходимых волевых качеств личности. Коллективные – к укреплению саморегуляции.
Волевые действия всегда связано с осознанием цели деятельности, её значимости. Источником волевых действий являются актуальные потребности человека. «Индивид должен уметь подняться над своими потребностями, осознать самого себя как субъекта, и произвести выбор между этими потребностями…»С.А.Рубинштейн.
|
|
Этапы волевого действия.
1. Осознание цели.
2. Осознание возможных решений.
3. Появление мотивов.
4. Борьба мотивов.
5. Выбор мотива, наметка плана решения.
6. Принятие решения.
7. Осуществление решения.
Практическая работа: Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. – Ростов н/Д, Феникс, 2002 – 704с. //«Способность самоуправления» с. 339//