При обследовании словарного запаса (активного и пассивного) используются следующие приемы:
1) ребенку предлагают назвать картинки с изображением:
- предметов и их частей (часы – циферблат, стрелки, цифры; дерево – ствол, ветки, корни и т.д.);
- профессий и атрибутов к ним (маляр – кисти, краски; фотограф – фотоаппарат; продавец – весы, гири);
- животных, птиц и их детенышей (свинья – поросенок; собака – щенок; лошадь – жеребенок; галка – галчонок; ворона – вороненок и др.);
2) назвать:
- существительные, объединяющие как видовые, так и родовые понятия;
- действия, обозначающие голосовые реакции животных (каркает, лает, мяукает, мычит, хрюкает и др.);
- чувства, эмоции (плачет, смеется, веселится, грустит и др.), различные явления природы;
- действия, связанные с профессиональной деятельностью (измеряет температуру, слушает легкие, выписывает лекарство и т.д.), с животным и растительным миром (порхает, летает, плавает, скачет и т.д.);
- семантически близкие действия (моется – купается, спит – лежит, говорит – поет и т.д.);
|
|
- признаки предметов, обозначающих величину, цвет, форму, температуру, вес, сезонность;
- признаки, указывающие на продукты питания, на материал, из которгго сделаны предметы;
- признаки обобщающего характера;
3) добавить в предложение недостающие слова, необходимые по смыслу (платье очень длинное – мама платье подшивает; пуговица оторвалась – мама пуговицу пришивает и т.д.);
4) подобрать антонимы (вечер – утро, день – ночь, шум – тишина и т.д.);
5) подобрать синонимы (мальчик храбрый, смелый, мужественный, река – бежит, течет, бурлит, шумит);
6) образовать сложные слова (лесоруб, зубочистка, овощерезка);
7) подобрать однородные члены предложения к словам;
8) объяснить значение слов (холодильник, конура, берлога, кастрюля и пр.);
9) объяснить переносное значение слов (золотые руки, золотое сердце).
Особое внимание при исследовании словаря обращается на умение образовывать новые слова. Для определения степени сформированности навыков словообразования подбираются задания на образование:
- уменьшительных существительных мужского рода (ремешок, коврик, дубок), женского рода (лопатка, лужица), среднего рода (окошко, окошечко, пальтишко);
- существительных с суффиксами деятеля: -ник, -щик, -тель, -ист (дворник, чистильщик, учитель, строитель, пианист, футболист);
- существительных с суффиксами вместилища: -ник, -ниц (чайник, кофейник, мыльница);
При этом детям предлагается объяснить значение вновь образованных слов.