Формирование грамматического строя речи. Упражнения по развитию понимания грамматических категорий создают базу для употребления этих форм в самостоятельной речи

Упражнения по развитию понимания грамматических категорий создают базу для употребления этих форм в самостоятельной речи. Прежде всего, необходимо научить детей устанавливать связи между предметом и его действием. Поэтому сначала закрепляют навыки употребления глаголов повелительного наклонения и их преобразования в глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени. Затем формируются навыки практического употребления в речи:

- категории числа существительных;

- категории глаголов;

- категории падежа.

Основное содержание логопедических занятий по развитию грамматического строя речи и связной речи включает упражнения в употреблении различных структур предложений – формирование навыков составления двух-, а затем трехсловных предложений. Прежде всего, в предложения включаются действия, которые хорошо знакомы, часто встречаются в повседневной ситуации. Примерный набор предложений:

Мама читает, пишет, спит,

К т о? Папа сидит, стоит

Дедушка Ч т о д е л а е т?

Бабушка

Собака спит, сидит

К т о? Ч т о д е л а е т?

Кошка прыгает, лежит, ест,

пьет, бежит

На первоначальных этапах обучения большую роль играет активная помощь логопеда. Она выражается в совместном проговаривании предложений, в завершении ребенком предложений, начатых логопедом.

Следующая задача – расширение объема предложений. Следует предлагать в качестве зрительной опоры предметные картинки, используя которые ребенок заканчивает предложения. Например: мальчик рисует дом (гриб, машину, самолет).

Постепенно количество слов в предложении увеличивается: «Мальчик рисует дом, гриб, самолет»; «Девочка рисует кошку, собаку, птичку». Повышают требовательность к правильности их грамматического оформления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: