Упражнения по развитию понимания грамматических категорий создают базу для употребления этих форм в самостоятельной речи. Прежде всего, необходимо научить детей устанавливать связи между предметом и его действием. Поэтому сначала закрепляют навыки употребления глаголов повелительного наклонения и их преобразования в глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени. Затем формируются навыки практического употребления в речи:
- категории числа существительных;
- категории глаголов;
- категории падежа.
Основное содержание логопедических занятий по развитию грамматического строя речи и связной речи включает упражнения в употреблении различных структур предложений – формирование навыков составления двух-, а затем трехсловных предложений. Прежде всего, в предложения включаются действия, которые хорошо знакомы, часто встречаются в повседневной ситуации. Примерный набор предложений:
Мама читает, пишет, спит,
К т о? Папа сидит, стоит
Дедушка Ч т о д е л а е т?
|
|
Бабушка
Собака спит, сидит
К т о? Ч т о д е л а е т?
Кошка прыгает, лежит, ест,
пьет, бежит
На первоначальных этапах обучения большую роль играет активная помощь логопеда. Она выражается в совместном проговаривании предложений, в завершении ребенком предложений, начатых логопедом.
Следующая задача – расширение объема предложений. Следует предлагать в качестве зрительной опоры предметные картинки, используя которые ребенок заканчивает предложения. Например: мальчик рисует дом (гриб, машину, самолет).
Постепенно количество слов в предложении увеличивается: «Мальчик рисует дом, гриб, самолет»; «Девочка рисует кошку, собаку, птичку». Повышают требовательность к правильности их грамматического оформления.