В настоящее время теория и практика менеджмента приобретает особое значение. С переходом экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям стала более ощутимой необходимость менеджмента во всех видах организованной человеческой деятельности и во всех организациях. Изучение менеджмента позволяет получить конкретные знания и практические навыки в постановке и обосновании целей управления, в мобилизации усилий персонала для достижения этих целей, позволяет принимать научно-обоснованные решения, систематизировать работу кадров, управлять организациями как целостными системами.
Целью изучения дисциплины является формирование необходимых базовых знаний, умений и навыков управленческой деятельности на основе теоретического обобщения отечественного и зарубежного опыта, принятия управленческих решений, осуществления процесса управления.
Основная задача дисциплины – дать учащимся систематизированные знания о сущности принципов, методов и функций менеджмента, содержании и особенностях работы менеджера.
|
|
В результате изучения дисциплины учащиеся должны:
знать на уровне представления:
· нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие хозяйственную и предпринимательскую деятельность;
· значение менеджмента в экономике;
· порядок взаимодействия структурных подразделений организации
· процесс управления персоналом в подразделениях организации;
· методы управления коллективом;
знать на уровне понимания:
· методы планирования экономических и социальных процессов в экономике страны, регионов, субъектов хозяйствования;
· методы оценки персонала; методы управления коллективом;
· инструменты принятия управленческих решений;
уметь:
· принимать управленческие решения;
· использовать информационные технологии для решения задач управления организацией (предприятием) и структурными подразделениями;
· применять методы контроля, включая антикризисные элементы опережающего контроля.
Изучение дисциплины «Основы менеджмента» опирается на знания, полученные учащимися при изучении дисциплин «Экономика организации», «Психология и этика делового общения». «Основы маркетинга», «Основы предпринимательства», «Основы экономической теории».
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
Бодди, Д. Основы менеджмента: пер. с англ. /Д. Бодди, Р. ПэЙтои. СПб.. 1099
Веснин, В. Р. Менеджмент. В. Р. Веснин. М. 2004.
Ефимчик, Е. Е. Основы менеджмента / Е. Е. Ефимчик,С. Л. Байки. Минск. 2005.
Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента / Н. И. Кабушкин, М. Новое знание. 2009
Климович Л.К. Основы менеджмента / Л.К.Климович, Минск, РИПО. 2013
|
|
Мескон, М. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Мескон. М. Альберт. Ф. Хедоури. М.. 2000.
Дополнительная
Абчук, В. А. Азбука менеджмента / В. А. Абчук. СПб, 1998.
Беляцкий, Н. П. Менеджмент: Тесты, задачи, ситуации, деловые игры: Практикум: Учеб. пособие / Н. П. Беляцкий. И. В. Балдин, С. Д. Вермеенко [и др.], под ред. проф. Н. П. Беляцкого. Минск. 2005.
Догиль, П. Менеджмент: Стратегия и тактика/ П. Дойль. СПб., 1999.
Ефимчик, Е. Е. Деловая игра «принятие управленческого решения» / Е. Е. Ефимчик. Минск. 2000.
Литвак, Б. Г. Управленческие решения / Б. Г. Литвак. М., 1998.
Практическое руководство по менеджменту. Минск, 1998.
Седегов, Р. С. Управление персоналом: Сотрудники как фактор успеха предприятия / Р. С. Седегов [и др.]. Минск, 1999.
Украинец, П.П. Рациональный менеджмент и социальное благополучие / П. П. Украинец. Минск. 1999.
Уткин, Э. А. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу «Менеджмент»/ Э. А. Уткин М., 2001.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
для учебных групп Эз-21, БЗ-11
Разделы, темы | Количество учебных часов | Время на самостоя-тельную работу учащихся | |||
всего | В том числе | ||||
Устано-вочные | Обзор-ные | Практи-ческие | |||
Введение | - | - | |||
Раздел 1. “Теоретические основы менеджмента” 1.1. Развитие теории и практики менеджмента. 1.2. Функции и принципы менеджмента. Уровни управления 1.3. Организационные структуры управления организацией 1.4. Методы управления организацией 1.5 Цели организации и управленческие стратегии | - - - | - - - - - - | - - - | - - - - - - | - |
Раздел 2. “Внутриорганиза-ционные процессы» 2.1. Власть и руководство 2.2. Мотивация работников 2.3. Управление конфликтами 2.4. Теория и практика принятия управленческого решения | - - | - - - - - | - - - | - - - | |
Раздел 3. Основы управления персоналом 3.1. Управление персоналом 3.2. Организация управленческого труда 3.3.Эффективность менеджмента | - | - - - - | - | - - - - | - - |
Обязательная контрольная работа | - | - | - | ||
Итого: | - |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
для учебных групп Тз-21, Тз-22
Разделы, темы | Количество учебных часов | Время на самостоя-тельную работу учащихся | |||
всего | В том числе | ||||
Устано-вочные | Обзор-ные | Лабора торно- практи-ческие | |||
Введение | - | - | |||
Раздел 1. “Теоретические основы менеджмента” 1.1. Развитие теории и практики менеджмента. 1.2. Функции и принципы менеджмента. Уровни управления 1.3. Организационные структуры управления организацией 1.4. Методы управления организацией 1.5 Цели организации и управленческие стратегии | - - - | - - - - - - | - - - | - - - - - - | - |
Раздел 2. “Внутриорганиза-ционные процессы» 2.1. Власть и руководство 2.2. Мотивация работников 2.3. Управление конфликтами 2.4. Теория и практика принятия управленческого решения | - - | - - - - - | - - - | - - - | |
Раздел 3. Основы управления персоналом 3.1. Управление персоналом 3.2. Организация управленческого труда 3.3.Эффективность менеджмента | - - - - | - - - - | - - | ||
Обязательная контрольная работа | - | - | - | ||
Итого: | - |