В коррекционном процессе с детьми 4 уровня речевого развития формируются все компоненты языка (как звуковые, так смысловые). Но особое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию их связной речи.
Формирование фонетического строя языка
1. Развитие у детей умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, мягкие – твердые, р – л), а затем – отработка этих дифференцировок в произношении.
2. Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков (птичница, термометр).
3. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.
4. Обучение грамоте.
Продолжают работу по развитию речевого слуха, осознанию звуко-буквенного состава слов наибольшей сложности. Знакомство с правилами раздельного написания слов в предложении, прописной буквы в именах собственных и начале предложения, постановки точки в конце предложения позволяет постепенно перейти к формированию других навыков – правописанию звонких и глухих согласных в конце слова, сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, слов с безударной гласной (столы – стол, грибы – гриб).
Много времени уделяют упражнениям по закреплению навыков чтения: складывание из букв разрезной азбуки слов, коротких предложений; преобразование слов путем изменения буквы, слога; самостоятельное составление слов и предложений только из задуманных букв; слуховые диктанты; списывание. В течение года дети знакомятся со всеми буквами алфавита, читают слоги, слова, предложения и короткие тексты. Все это позволяет закрепить фонетические и графические знания детей о буквах и звуках, что обеспечивает в дальнейшем грамотное правописание.
Уточнение и расширение словарного запаса
При работе над лексическим компонентом языка акцентируется внимание:
- на уточнение и расширение значений слова;
- на формирование семантической структуры слова;
- на введение новых слов и сочетаний в самостоятельную речь.
В связи с этим выделяют ряд направлений по обучению детей навыкам практического употребления в речи:
· существительных с уменьшительным и увеличительным значением (кулак – кулачок, кулачище);
· существительных с противоположным значением (холод – тепло, вежливость – грубость);
· глаголов с противоположным значением (впустить – выпустить);
· сложных слов (книголюб, мышеловка, листопад);
· прилагательных с противоположным значением (сухая тряпка – мокрая тряпка).