Часть 2. Структура и содержание выпускной квалификационной работы

Структура научной работы оформляется как ПЛАН (или СОДЕРЖАНИЕ) после титульного листа и должна включать:

1. Введение;

2. Основную часть, состоящую из глав (разделов) и параграфов (подразделов);

3. Заключение;

4. Список использованных источников (литературы);

5. Приложения (в случае необходимости).

2.1. ВВЕДЕНИЕ является обязательным элементом научной работы. Во введенииобосновывается выбор темы работы, ее актуальность и практическая значимость, дается анализ выбранной литературы, определяются цель, объект, предмет, формулируются задачи, раскрывается структура исследования.

Актуальность дипломного исследования определяется необходимостью, потребностью изучения выбранной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики. Можно говорить об актуальности в данный временной период. «Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным. …Из чего следует и из чего не следует исходить при раскрытии актуальности темы исследования? Можно назвать два основных направления ее характеристики. Первое связано с неизученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела. Второе направление характеристики актуальности связано с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных», - указывает А.Ануфриев.[19]

Обосновывая актуальность темы работы, следует сформулировать проблему, дать краткий анализ и оценку изложенных в литературе теоретических концепций и научных положений, а также ряд важных прикладных аспектов данной проблемы. Для этого во введении нужно рассмотреть степень разработанности проблемы. Источники, указываемые в этом пункте (параграфе) обязательно разделяются и группируются (расписываются) по типам, научным направлениям (школам), объектам исследования и т.п..

Необходимо показать специфику и особенность формирования и развития изучаемых процессов, которые нуждаются в теоретическом осмыслении и практическом регулировании в современных условиях. В связи с этим студенческая научная работа может рассматриваться как один из вариантов решения проблемы, тем самым, приобретая теоретическую и практическую значимость. « Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности: решения на их основе той или иной практической задачи; проведения дальнейших научных исследований; использования полученных данных в процессе подготовки тех или иных специалистов», - указывает А.Ануфриев.[20]

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта и предмета исследования.

Объект – это процесс (ы) или явление(я) общего характера порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Для культурологии (или социально-культурной деятельности) это может быть какой-либо (социально)-культурный процесс, область (социально)-культурной деятельности, или какие-то (социально)-культурные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию и т.д.

Предмет – нечто конкретное, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования - те значимые свойства, стороны, особенности объекта, которые собирается исследовать студент в своей работе. Обычно предмет содержит в себе центральный вопрос исследуемой проблемы, и, как правило, находит отражение в названии дипломной работы, по сути с ним совпадая. Для культурологии (или социально-культурной деятельности) это могут быть особенности бытования какого–либо (социально)-культурного феномена (его генезиса / развития / трансформации / взаимоотношений с другими феноменами и т.д.).

Цель исследования (или гипотеза исследования) ориентируется на его конечный результат и отражает главную установку, которая решается всей исследовательской работой. «Цель - это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего», - подчеркивает А.Ануфриев.[21]

Для реализации поставленной цели формулируются задачи исследования, в них ставятся вопросы, на которые должен быть получен ответ. Решению каждой задачи может быть посвящен отдельный параграф.

ВНИМАНИЕ! Пункт«Теоретические и методологические основы исследования» следует включать во введение исключительно в том случае, если вы хорошо ориентируетесь в проблемах гуманитарной методологии, понимаете суть тех или иных методов и действительно какие-то из них сознательно использовали.В противном случае этот пункт не является обязательным (можно ограничиться пунктом «теоретические основы», выделив те главные концепции, на которые вы опираетесь в работе – их можно выбрать из пункта «Степень разработанности проблемы»).

Пункт «Научная новизна исследования» подчиняется той же логике: он появляется во введении только тогда, когда вы на самом деле делаете то или иное научное открытие. Следует отметить, что в смысле научной новизны все работы можно разделить на собственно исследовательские и компилятивные (то есть заимствованные из нескольких сочинений, составленные путем компилирования чужих исследований). При этом научная новизна работы может присутствовать не только в собственно исследовательской, но и в компилятивной работе, разумеется, не бездумно списанной, а во всесторонне продуманной, хорошо структурированной, реализованной на высоком профессиональном уровне и оформленной по всем правилам. «Когда речь идет о курсовой или дипломной работе, требование новизны сохраняется, но не является столь категоричным. Для этих научных работ новизна результатов может иметь субъективный характер, определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю», - подчеркивает А.Ануфриев.[22]

Применительно к культурологии, в силу ее синтетического и трансцидисциплинарного характера, грамотная компиляция материала так или иначе является одним из принципов построения текста исследования: «…Даже компилятивный диплом может оказаться научно полезным, если компилятор распределил системно и по порядку суждения, высказывавшиеся разными учеными по одному и тому же вопросу (выделено мною – М.С.). В компилятивной дипломной работе студент демонстрирует, что сумел критически переработать большую часть существующей литературы (то есть книг и статей, посвященных теме диплома) и внятно изложить прочитанное, соотнося различные точки зрения (выделено мною – М.С.), предлагая таким путем толковый обзор, не исключено, что полезный в качестве информации для серьезных специалистов, которые не занимались этим частным вопросом. …Нужно только учитывать вот что. Компилятивное исследование имеет хоть какой-то научный смысл лишь при условии, что ничего подобного на эту тему до тех пор не создавалось (выделено мною – М.С.). Поэтому руководство, как построить собачью будку, не является научной работой; а, напротив, сравнительно-сопоставительное исследование многообразных известных на свете методологий строительства песьих будок вполне может претендовать на научную ценность. Если собачьи конуры уже выступали (выделено мною – М.С.) предметом сравнительно-сопоставительного компендиума, делать сызнова то же самое есть непростительная растрата времени (или грабеж интеллектуальной собственности)», - указывает У.Эко.[23]

В пункте Основное содержание работы перечисляютсячасти работысогласно ее оглавлению.Краткое содержание этого пункта сводится к следующей формуле:

«В данной работе мы намереваемся решить такую-то проблему (достичь такой-то цели). Предыдущие исследователи оставили нерешенными такие-то и такие проблемы, и собранные факты на данный момент не представляются достаточными. В первой главе попытаемся ответить на такой-то вопрос; во второй — достичь такого-то результата. В заключении подчеркнем, что нами обнаружено то-то и се-то. Следует оговорить, что наше исследование проводится в таких-то четко очерченных рамках, а именно оттуда и досюда, оттоле и доселе. [В означенных пределах будет применяться методология, которая заключается вот в чем...]».[24]

Объем текста введения в работе строго не регламентирован - обычно он составляет 2 - 5 страниц.

Например, выбрав тему «Футбол как социокультурный феномен (в) современной России», соответствующие пункты Введения можно определить так:

Актуальность темы исследования определяется тем общественным влиянием, которое в 21 веке приобрел футбол – «спорт номер один», и связана с проблемами культуры спорта в целом и околофутбольной культуры - в частности. Без преувеличения можно говорить о том, что во второй половине 20 столетия практически на всех континентах футбол превратился в мощную социокультурную составляющую, влияние которой выходят далеко за рамки собственно спорта. Футбол объективно выступил в роли культурообразующего начала - вокруг него сформировалась особого рода субкультура, с четко выраженной спецификой, иерархией, мифопоэтикой, эстетикой и т.д. Характер взаимоотношений этой субкультуры с другими элементами социума подчас в весьма значительной степени влияет на все пространство той или иной конкретной национальной культуры. Кроме того, в последнее время с особой остротой встал вопрос о т.н. «футбольном фанатстве» (футбольном хулиганстве) – феномене, который в условиях современного «глобального» общества зачастую переплетается с другими социокультурными процессами и имеет подчас неожиданные, далеко идущие и весьма негативные последствия. Все вышеперечисленное без сомнения делает футбольную субкультуру актуальной и перспективной темой для культурологических исследований, тем более, что в настоящее время отечественных научных работ, посвященных этой теме сравнительно немного.

Степень разработанности проблемы – корпус научной литературы, посвященной непосредственно футбольным сообществам еще только формируется, поскольку они сравнительно недавно стали объектом внимания исследователей. Вместе с тем для полноценной работы над данной проблемой необходимо обратится к широкому кругу исследований, в которых можно выделить несколько направлений: общую историю футбола рассматривают Ланфранши П., Айзенберг К., Мейсон Т., Валь А., Реднеджер К., Малов В. И. Алешин В.В; футбол в культурологическом (социально-культурном аспекте) стал предметом исследования Ф.Франкина, Е.Шапинской, Е.Васильева, В.Столярова, Е.Стопниковой, Vaglum P., Whitsitt S. Soccer. Молодежные субкультуры предмет исследования Т.Исламшиной, Р.Цейтлина, А.Салагаева, М.Блохиной, Л.Григорьева, М.Самоявцева, А.Райхштата; криминальные аспекты, связанные с молодежными группировками, анализировали Ю. В. Кочкин, В. А. Мамедов, О. А. Колобов, культурно-политические проблемы, возникающие в связи с деятельностью молодежных группировок - Д.Камнев, И.Якушева. Субкультурунепосредственно футбольных «фанатов» исследовали Д.Дримсон, Э.Салахетдинов, В.Козлов, М.Фрэнсис, А.Журавков, Д.Жвания, А.Маннанов [25].

Объект исследования: совокупность культурных аспектов, окружающих футбол как вид спорта.

Предмет исследования: футбол как социокультурный феномен современной России.

Цель исследования - попытка системного осмысления той социокультурной роли, которую играют околофутбольные сообщества в пространстве современной отечественной культуры в целом.

Задачи исследования:

- провести культурно-историческую ретроспекцию футбола как вида спорта;

- выявить социокультурные характеристики футбола;

- рассмотреть советский (российский) футбол в культурно-историческом контексте;

- проследить происхождение понятия «футбольные фанаты»;

- рассмотреть фанатскую субкультуру с точки зрения ее структуры, языка, и эстетики;

- выявить специфику фанатской субкультуры в России;

- рассмотреть российское футбольное сообщество в качестве «протестного» среза отечественного социума;

- проанализировать феномен футбольного хулиганства;

- изучить взаимоотношения футбольной субкультуры с другими молодежными субкультурами;

- проанализировать связь отечественного фан-движения и националистических составляющих современного российского культурного поля.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в ходе подготовки учебных спецкурсов, а также для выработки методических рекомендаций по практической работе с рассмотренными в работе молодежными группами в государственных и муниципальных учреждениях соответствующего профиля.

Основными методами исследования являются методы системного анализа, контент-анализа научной литературы, метод сравнительного анализа.

***

Образец Введения к диссертации, в котором все вышеобозначенные пункты представлены в максимально полном виде, для ознакомления приведен в Приложении 1.

2.2. Основная часть должна состоять из глав, разбитых на параграфы. Оптимальное число глав – от 2-х до 4-х, число параграфов в каждой главе – не менее 2-х. Названия (заголовки) глав не должны дублировать название работы, а названия (заголовки) параграфов, в свою очередь, не должны совпадать с названиями глав (в этом случае все остальные главы и параграфы становятся излишними). Каждый из разделов имеет самостоятельное название, которое отражает содержание помещенного в них текста. Содержание глав и параграфов должно соответствовать теме дипломной работы и в совокупности полностью ее раскрывать. Изложение материала должно логически переходить из одного раздела в другой; все главы и параграфы работы должны последовательно решать поставленные во введении задачи. Поэтому названия (заголовки) глав и параграфов должны соответствовать по своей сути формулировкам этих задач. Каждая глава должна заключаться конкретными выводами - обобщениями. Их количество также примерно должно соответствовать количеству поставленных в работе задач. Все главы выпускной квалификационной работы должны заканчиваться Выводами!

Первый раздел (1 глава) научной работы является, как правило, теоретико-методологическим. Здесь рассматриваются ключевые теоретические (по теме дипломной работы) и их связь с конкретными вопросами дипломной работы. Содержание первой главы сводится к рассмотрению сущности рассматриваемой проблемы, описанию состояния ее решения на современном этапе, кроме этого, в ней же приводятся изложенные в научной литературе теоретические концепции, научные положения и важнейшие понятия по избранной теме, а также методика проведения исследования, при этом используются работы тех авторов, которые были перечислены в пункте «Степень разработанности проблемы» во Введении. «Цель приводимого в теоретической части обзора литературы заключается в том. чтобы показать существующие подходы к решению изучаемого вопроса и выйти на границу известного и неизвестного», - указывает А. Ануфриев.[26] Как правило, первая глава – это анализ объекта исследования.

Второй раздел (2 глава) работы носит аналитический, условно-прикладной характер. Здесь приводятся результаты логических выводов, подкрепляющих и доказывающих правильность подходов автора к решению поставленных задач, раскрывается новизна.

В тексте (приложениях) могут располагаться таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д., иллюстрирующие или подтверждающие основные выводы и мысли автора. Как правило, вторая глава – это анализ предмета исследования. Если в исследовании присутствуют три главы, то они строятся по принципу последовательного плавного перехода от объекта к предмету.

ВНИМАНИЕ! В культурологических работах в силу самой специфики культурологии как науки деление на теоретическую и практическую части, как правило, является достаточно условным, т.е. вторая глава (часть) обычно не подразумевает каких-либо лабораторных работ, опросов, экспериментов[27] и т.д. Как уже было сказано – эта часть носит сугубо аналитический характер – автор должен самостоятельно переработать тот «чужой» теоретический материал, который воспроизводится в первой главе и на его основе выстроить собственное рассуждение, доказательство и т.п.

2.3. В Заключении дается последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью (гипотезой) и задачами исследования, делаются обобщенные выводы, формулируются взгляды и предложения автора по совершенствованию изучаемой проблемы. Объем текста заключения в научной работе строго не регламентирован - обычно он составляет 1,5 - 3 страницы.

2.4. В списке использованных источников (библиографическом списке)в обязательном порядке указываются те документы, материалы, периодическая печать, литература, которые использованы в исследовании. Не следует делать список слишком большим; недопустимо также включать в него тексты, не имеющие отношения к исследуемой проблеме.

2.5. Приложения [28] частоявляются частью исследования. Располагаются они после списка источников и литературы.

В Приложении 3 приведен образец структуры филологической дипломной работы с «культурологическим уклоном», принадлежащий У.Эко.[29]

Часть 3. Примерные темы и планы выпускных квалификационных работ культурологической тематики

(курсивом выделены различные варианты формулировок и т.п. ) [30]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: