Социалистическая правовая система

Социалистическая правовая система не является самостоятельной системой, а лишь ответвлением романо-германской правовой системы. Для социалистической системы характерен государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни в обмен на законодательное закрепление большого числа социальных гарантий, а также упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности. При этом практически во всех социалистических государствах сохранялись все формальные признаки романо-германской правовой системы. В рамках англосаксонской системы развитие в сторону социалистической системы не наблюдалось. Одним из характерных, хотя и второстепенных, институтов социалистического права являлся товарищеский суд.

Для социалистической правовой семьи характерным признаком является существенный элемент социалистической идеологии. Образцом для образования правовых систем этой семьи послужила советская система права.

Особенности. Правовая система была чрезвычайно идеологизирована; право декларировало и формально закрепляло власть народа, социальное равенство и справедливость. Роль государства в такой системе - всеобъемлюща. На практике в государствах социалистической правовой семьи утверждается монополизм одной партии, избирательная система и процесс принятия законов начинают обслуживать интересы партийно-государственного аппарата. Жизненно важные вопросы зачастую регулируются не законами, а подзаконными актами, инструкциями, иногда полусекретными или секретными.

Социалистическое право не воспринимало идеи естественных прав человека; к классу богатых, например, оно допускало применение самых жестких и несправедливых мер. Законность, когда требовала ситуация, подменялась целесообразностью, что вело к системному и сознательному нарушению государством, представителями государства правовых норм.

Все право целиком в социалистическом обществе по преимуществу является публичным; даже многие институты гражданского права, например институт собственности, приобрели публично-правовой характер. Это и понятно: ведь преобладающая часть собственности - это государственная собственность, которой отдается приоритет.

Разделение властей не признавалось. Все ветви власти по существу находились в услужении исполнительной власти. Соответственно, не было независимого парламента, независимого суда. Конституционный суд отсутствовал; не было практики контроля за конституционностью законов. Права, которые декларировались конституцией, часто превращались в фикцию.

В настоящее время большинство правовых систем, некогда входивших в социалистическую правовую семью, в результате определенных преобразований вошли в правовую семью романо-германского права.

Обращает на себя внимание, однако, что во многих европейских странах социалистические и социал-демократические партии в результате выборов расширяют свое присутствие в парламентах; бывает, что лидеры таких партий становятся главами государств. Через парламенты проводятся законы о расширении государственного присутствия в экономике, усилении социального характера государства. При этом активно используется исторический опыт и социальная практика СССР, прочих социалистических государств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: