Тезис №8 - Старец Порфирий утверждает, что получил духовные дары от другого старца, что не соответствует Православию и похоже на колдовство

Отвечая на претензию одной женщины почитавшей старца Порфирия проф. Осипов сказал: "Если бы она посмотрела прочитала как он получил Порфирий эти дары прозорливости то она наверное поняла бы тут что-то неладное. Он подсмотрел однажды за тем как молился один афонский монах ну которого почитали как святого подсмотрел причем тот его не видит и когда Порфирий вернулся тогда в свою келью где он был послушником то он обнаружил у себя сразу два дара непрестанной молитвы и прозорливости, которые, он настойчиво утверждает, мне передал этот святой старец. Что это такое? Нигде в книге Порфирия ни одной ссылки ни на одного святого отца где бы он сказал: "вот смотрите как вот блаженному Макарию смотрите как передал вот тот и мне недостойному", нигде нет."[304]

Он же:"Я недавно был на Афоне, только что в ноябре, мне там приподносят книжку изданную у нас в России конечно, переведенная с греческого языка, печатей наставили смотрите сколько Пантелеймонова монастыря:"Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова". Видите как великолепно издана, старец вы слышите, афонский, почему не падаете в обморок афонский же, приехал домой открываю и не понимаю что такое, что такое он в Церкви вдруг видит приходит старец один и молится увидел как он молится выходит из Церкви, молодой человек этот Порфирий молодой и что пишет: "Старец передал мне дар молитвы и дар прозорливости." Я почесал затылок думаю колдовство говорят передают человек человеку, но чтобы дар молитвы человек мог передать человеку, дар прозорливости передать человек человеку впервые слышу."[305]

Он же: "Старец Порфирий сообщает о сверхъестественном событии, происшедшем в его юности: «С уверенностью можно сказать одну вещь: старец Димас передал мне дар молитвы и прозорливости в тот час, когда молился в притворе соборного храма Кавсокаливии во имя Святой Троицы». (Отметим, что в тот момент старец Димас даже не знал о присутствии Порфирия.) Эта уверенность отца Порфирия затрагивает один из серьезных вопросов духовной жизни в Православии: когда и как христианин может получить подобные дары Божии? Святоотеческое учение говорит об этом вполне однозначно: Господь, и только Он Сам, а не человек и не через человека, сколь бы свят таковой ни был, может дать верующему благодатные дары молитвы, прозрения, чудотворения и многие другие. За всю двухтысячелетнюю историю Церкви не было того, чтобы человек передал человеку дары Божии. К тому же и Бог дарует их лишь после долгого подвига правильной духовной жизни.

Напротив, в языческих религиях передача (и обязательно сознательная) особых оккультных способностей от учителя к ученику действительно существует. Но какое отношение имеют эти передачи к духовным дарам Божиим?! И что означает в таком случае это сообщение с уверенностью отца Порфирия?"[306]

Как правильно понять слова старца Порфирия о том, что ему передал дары другой старец?

Прочитав источники я пришел к выводу, что старец Порфирий говоря о том, что получил дары от старца Димаса имел ввиду то, что получил дары от Бога, но через старца Димаса, я попробую доказать, что именно такое толкование его слов верное.

Вот свидетельства старца Порфирия о том, что он получил свои дары от Бога:

"Я преклонился под иго послушания и углубился в изучение его. Все остальное, что Бог принес в мою жизнь, пришло само собою. И дар прозорливости дан был мне Богом за послушание."[307]

"Послушание! Как вам сказать, я знал, что это такое! Предал себя послушанию с радостью, с любовью. Это полное послушание меня и спасло. За него Бог послал мне дар. "[308]

" Бог дал мне эту благодать за послушание моим старцам. Те, кто полюбили и прилепились к своему старцу, получили и тот дар, который был у него самого."[309]

Кроме великой любви отец Порфирий обладал еще и великим смирением. Однажды он сказал мне: «Я хочу тебя отругать». — «За что, Геронда?» — спросил я. «За то, что ты рассказываешь обо мне, о моих дарованиях. Я не желаю, чтобы ты об этом говорил. Все это даровал мне Бог в надежде, что я оценю Его дарования и стану лучше.»"[310]

Старец Порфирий в одной из бесед пересказал историю[311] из древнего патерика:

"Теперь понимаю, когда рассказывают, что пришли однажды монахи и окружили одного подвижника, спрашивая его о разном. Один из них сидел и не говорил ничего. Он смотрел на лицо старца. Все спрашивали, а он — нет. Пустынник задал ему вопрос:

— Почему ты, чадо мое, не спрашиваешь ни о чем? У тебя нет никаких недоумений?

А тот отвечает ему:

— Я не хочу ничего другого, мне достаточно лишь видеть тебя, отче.

То есть он наслаждался благодатно, впитывал его, через него получал благодать Божию. "[312]

Старец Порфирий считал, что монах получал Божественную благодать через подвижника.

Старец говорил о том, что священники и духовники имеют благодать, которую передают своим подопечным:

"Потому что и у духовника есть благодать, и у священника есть благодать. Вы понимаете? То есть когда человек исповедуется, священник молится за него. Одновременно приходит благодать и освобождает его от душевных травм, которые мучили его годами, а он не знал причин своих мучений. В это я крепко верю!

Духовнику ты можешь рассказывать так, как сам это ощущаешь. Но важно не столько это, сколько то, что молящийся священник смотрит тебе в душу и видит, в каком ты состоянии, передает тебе благодать Божию. "[313]

"Все духовники, исповедующие священники имеют эту благодать и, когда молятся, передают ее как проводники. Например, мы хотим включить здесь обогреватель и приносим провод, но контакта нет, потому что провод не включен в розетку. Но если провод будет подключен к розетке, как только появляется контакт, по этому проводнику к обогревателю приходит ток. Это духовная сторона нашей религии. Можно говорить о проводе, но на самом деле это Божественное действо. "[314]

Старец Порфирий говорит, что "молящийся священник" "передает тебе благодать Божию" а ниже он поясняет, что священники являются как бы проводниками благодати, которых можно сравнить с проводами по которым электричество передается к обогревателю. А в конце старец поясняет, что дело вовсе не в проводах а в источнике т.е в Боге.

Итак старец Порфирий считал, что благодать, которую посылает Бог может быть передана христианину через другого человека например через священника.

Проф. Осипов говорил, что "когда Порфирий вернулся тогда в свою келью где он был послушником то он обнаружил у себя сразу два дара непрестанной молитвы и прозорливости, которые, он настойчиво утверждает, мне передал этот святой старец. Что это такое? Нигде в книге Порфирия ни одной ссылки ни на одного святого отца где бы он сказал: "вот смотрите как вот блаженному Макарию смотрите как передал вот тот и мне недостойному", нигде нет. "[315]

Эти слова проф. Осипова свидетельствуют о том, что он не удосужился прочитать целиком даже одну книгу о старце Порфирии, старец Порфирий говоря о передаче дара ссылается не только на Святых Отцов, но и на Священное Писание.

Вот примеры Святых Отцов, которые по мнению старца Порфирия получили дары от своих старцев:

"И преподобный Симеон Новый Богослов говорил то же самое — что получил благодать от своего старца."[316]

"Послушание, да еще духовному старцу, — великое дело. Когда живете со святым человеком, то и сами становитесь святыми. Перенимаете что-то из его святых привычек, его слов, его молчания. Его молитва влияет на вас. Даже если вы не разговариваете, что-то происходит, вы и не замечаете, как что-то святое, Божественное передается вам. Да, святой Прохор, святой Прокл и другие жили рядом со святыми учителями, были вдохновлены ими и сами стали святыми. То же самое произошло и с Симеоном Новым Богословом, с Григорием Паламой и другими."[317]

"Те, кто полюбили и прилепились к своему старцу, получили и тот дар, который был у него самого. Святой Прохор — от святого Иоанна Богослова, святой Прокл — от святого Иоанна Златоустого, преподобный Симеон Новый Богослов — от своего старца."[318]

А вот пример из Священного Писания на который ссылается старец:

"И в Ветхом Завете мы видим, как пророк Илия передал дар пророчества своему ученику пророку Елисею.

И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху. Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и не расступилась, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли (4 Цар. 2, 8-15).

Пророк Илия ударил своей милотью по воде Иордана, и она разделилась, разошлась на одну сторону и на другую. Тогда они двое пошли по сухому проходу, который образовался, и перешли на другую сторону. И потом видите, что попросил Елисей у пророка Илии? Он попросил его двойную благодать и получил ее по его молитвам. Когда пророк Илия вознесся на небо, Елисей поднял милоть, которую бросил ему сверху, и ударил ею по водам реки. Но они не разделились и не разошлись, потому что он не взял благословения у пророка Илии. Тогда Елисей сказал: Где Бог Илии, Он Самый? Где теперь Бог Илии, моего старца? Что говорит Ветхий Завет дальше, в стихе 14? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. В этот раз воды расступились, потому что Елисей понял свою ошибку и испросил благословения пророка Илии. Ничего не получается без благословения старца. Ничего нельзя достигнуть без благодати. Это вы поймете в действительности, когда придет благодать. Когда придет Дух Святой, Он вас научит и напомнит вам всё. Как говорит Иоанн, возлюбленный Господень ученик: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14, 26)."[319]

Старец Порфирий видит в этом эпизоде Ветхого Завета передачу дара от одного пророка к другому.

Святой Максим Туринский комментирует этот эпизод так:

"Ведь он - духовный сын Илии, наследник его святости. И справедливо Елисей назван духовным сыном Илии, потому что при восхищении на небо Илия оставил ему двойную силу своей благодати. "[320]

" Илья, тем самым, оставил Елисею вдвое больший дух святости, хотя сам имел просто такой дух. Чудесным образом Илия оставил на земле больше благодати, чем взял с собой на Небеса."[321]

Преп. Ефрем Сирин комментирует так:

"Елисей принял двойную (силу) учителя своего после отшествия его, и сие случилось в подобие Господа Спасителя нашего, ученики Которого посредством знамений своих сотворили вдвое больше."[322]

Понятно, что пророк Илия действовал не вопреки воле Бога а наоборот исполнял Его волю, можно сказать Бог через пророка Илию дал благодать пророку Елисею и не случайно пророк Елисей взял милоть Илии которой тот творил чудеса. Свят. Димитрий Ростовский писал об этом: "Но вот он увидел спущенную с высоты Илией милоть, которая и покрыла его, и он принял ее, как знак полученного сугубого духа Илии, и получил утешение в своей печали о нем. Он хранил ее у себя, как великое сокровище, или как драгоценную царскую порфиру, - и этой милотию сотворил такое же чудо, как ранее Илия. Желая перейти реку Иордан, он милотию ударил по воде, - вода расступилась, и Елисей перешел посуху. Видевшие это чудо ученики пророческие, жившие в Иерихоне, убедились, что Дух Илии почил на Елисее, и, придя к нему, поклонились ему."[323]

В другой беседе старец Порфирий снова ссылается на этот эпизод:

"Случается так, как с послушником, который полностью доверяет своему старцу, и Бог дает ему благодать. Вспомните пророка Елисея. Он взял милоть и ударил по воде реки, но она не расступилась, как это делал пророк Илия, потому что сделал это Елисей с эгоизмом, а не со смирением. Потом, смирившись и увидев, что сам он не может ничего, со смирением призвал помощь своего старца — пророка Илии, и получил благодать. Воды расступились в разные стороны, образовав путь, чтобы он перешел реку (см.: 4 Цар. 2, 8—15)."[324]

Обратите внимание старец Порфирий писал, что "пророк Илия передал дар пророчества своему ученику пророку Елисею" а в этой беседе он ссылается на тот же эпизод как пример того, что Бог дает благодать послушнику, когда тот доверяет своему старцу. То есть между передачей дара от пророка к пророку и дарованием благодати от Бога нет противоречия это описание одного и того же процесса только с разных позиций.

Теперь, когда мысли старца Порфирия стали для нас более ясными давайте разберем эпизод со старцем Димасом:

"Преизобилие благодати перешло и ко мне, смиренному, когда я увидел его, старца Димаса, в кириаконе делавшим поклоны и рыдавшим при молитве. При поклонах его посетила такая благодать, что она излучилась и на меня. Благодать щедро излилась на меня. То есть она была и прежде по любви, которую я питал к своему старцу. Но в тот момент и я почувствовал благодать очень сильно. Расскажу вам, как это случилось.

Однажды рано утром, около половины четвертого, я пришел в соборный храм Святой Троицы на службу. Было еще рано. В било еще не били. В церкви никого не было. Сел в притворе под лестницей. Меня не было видно, я молился. Вдруг открывается дверь церкви и входит высокий пожилой монах. Это был старец Димас. Войдя, он посмотрел направо, налево и не увидел никого. Тогда, держа в руках большие четки, он начал класть земные поклоны, много и быстро, и все время говорил: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя... Пресвятая Богородице, спаси нас». Вскоре он пришел в исступление. Не могу, не нахожу слов, чтобы описать вам его поведение пред Богом: это движения любви, благоговения, движения Божественной любви и всецелого посвящения себя. Я видел, как он стоял, как, стоя прямо, простирал свои руки в виде креста, как делал Моисей на море, и стенал... Что это было? Он был в благодати. Сиял во свете. Вот что было! Тут же молитва передалась и мне. Я сразу вошел в его состояние. Он меня не видел. Послушайте меня. Я пришел в умиление и начал плакать. И ко мне, смиренному и недостойному, пришла благодать Божия. Как объяснить вам это? Он как бы передал мне благодать. То есть благодать, которая была у этого святого, засияла и в моей душе. Он разделил со мной свои духовные дары."[325]

Старец Порфирий писал о том, что благодать может передаваться через человека как электричество через провода, видимо в данном случае старец Димас выступил в роли своего рода проводника благодати для старца Порфирия. Важно отметить тот факт, что это не было какой-то случайностью сам старец Порфирий говорит, что уже имел эту благодать по любви к своему старцу просто почувствовал ее в этот раз сильнее.

Проф. Осипов категорически отвергает идею, что Бог может дать дар христианину через другого христианина:

"Святоотеческое учение говорит об этом вполне однозначно: Господь, и только Он Сам, а не человек и не через человека, сколь бы свят таковой ни был, может дать верующему благодатные дары молитвы, прозрения, чудотворения и многие другие."[326]

Я попробую возразить проф. Осипову и сошлюсь для этого на работу проф. МДА Сергея Ивановича Смирнова:

"В каком смысле преп. Феодор Студит употребляет выражение «духовный отец»? Это можно видеть из следующих мест писаний преподобного: «Если же есть во мне что‑нибудь, то это Божий дар, дарованный по молитвам отца, родившего меня по духу». Здесь мы имеем распространенное выражение термина «духовный отец». Подобным образом объясняются и термины «духовный сын», «духовное чадо»: «все, скольких родил ты по духу [своему] сыновей и детей своих…» Под образом рождения по духу подвижник–писатель разумеет передачу старцем благодатных дарований (χάρισμα) своему ученику. «Если же у нас есть налицо какой‑нибудь дар, — пишет он монаху Феодору, — кому оставим, не имея и ученика»?"[327]

"В толковании понятия «духовный отец», сделанном св. Василием Великим, проводится мысль о нравственном союзе между духовным отцом и духовным сыном. В этот прочный союз, соблюдаемый Ипостасным Словом и созидаемый Духом Святым, вступают лица, как равноправные в царстве благодати. Нельзя сказать, чтобы духовный отец, по мысли св. Василия, был единственным проводником особых духовных дарований для ученика. Преп. Феодор Студит в толковании нашего термина следует не св. Василию Великому, а преп. Ефрему Сирину: между духовным отцом и детьми он признает не только нравственный, но и мистический союз, идею духовного рождения и наследования. Идея эта предполагает, что духовный отец обладает такими дарами Святого Духа, которых его дети не имели до вступления в союз с ним и которые получают они единственно через него. Если ранее старец признавался в иноческой среде надежным и обязательным нравственным руководителем, то теперь он считается духовным родителем, единственным подателем духовных дарований, которые обусловливают весь нравственный порядок личной иноческой жизни. У преп. Феодора нет мысли, что духовный отец необходим для всех христиан, как иноков, так и мирян. Но этот вывод в последующее время явился у писателей, стоявших на одной точке зрения с преп. Феодором Студитом, только уже подробнее его разрабатывавших основную идею духовного рождения через отца и наследования его дарований, — у писателей того времени, когда институт духовного отца потерял частный, исключительно монашеский характер — характер старчества — и сделался институтом духовничества, т. е. учреждением обще церковным и в жизни и в теории."[328]

"Преп. Феодор Освященный, который вслед за преп. Пахомием состоял правителем его монастырей вместе с Орсисием, «был человек праведный и пророк», «судил мысли и дела [братий] по Духу Божию, который был в нем», «исцелял душевные болезни по Духу Божию, данному ему», — одним словом, «был одет всеми плодами Святого Духа, как царской одеждой». Откуда же преп. Феодор получил эти дарования? «Преп. Феодор Великий, — читаем мы в житии преп. Пахомия, — на которого Господь излил Своего Духа через посредничество (фр. пер.: par I,entremise. — С. С.) отца нашего Пахомия». Здесь отчетливо уже проведена мысль относительно наследования духовных дарований. "[329]

"Благодаря отцу своему духовному, его молитвам послушник получает особые дары Святого Духа: «Благомыслящий послушник хотя и мертвых станет воскрешать, хотя дар слез и освобождение от духовных браней получит, непременно рассуждает, что производит это молитва духовного отца». Этого мало. Старец не только испрашивает у Господа Бога дары Духа ученику молитвой своей — он может по примеру древнего пророка передать ему те духовные дарования, которыми владеет сам, сделать ученика наследником своего духовного богатства. В коптском житии Максима и Дометия рассказывается: «Старец Агаб… почил в мире; шесть лет они (Максим и Дометий. —С. С.) жили с ним, и его дух сошел на них, как некогда дух Илии удвоился на Елисее». Вслед за тем в житии описывается целый ряд чудес двух названных подвижников. Теперь становится понятным и краткое выражение преп. Феодора Студита (приведенное выше) о наследовании духовных дарований: «Если же у нас есть налицо какой-нибудь дар, кому оставим, не имея и ученика?» Значит, старец есть «посредник между Богом и людьми» и в мистическом смысле."[330]

"Annales du museе Guimet. Т. XXV. P. 270: «Et son esprit se deboucha sur eux comme autrefois l,esprit d,Elle se dedoubla sur Elisee». Передача духовных даров ученику от старца по образу передачи пророческого дарования Елисею Илией в древней монашеской письменности встречается не раз, и, очевидно, самый образ рано стал литературным шаблоном. Диавол говорит преп. Макарию, что он принял подобие своего наставника Антония, как Елисей принял подобие Илии (Ibid. Р. 121). Даниил Столпник был постриженник Симеона Столпника. В его житии сказано, что, как Илия передал вместе с плащом пророческий дар Елисею, так Симеон Столпник передал в наследие Даниилу свои аскетические добродетели, дар чудотворений и благоговейное удивление народа. См.: Marin. Les moines du Constantinopole. P. 267–268. Ср.: Четии–Минеи св. Димитрия Ростовского, 11 декабря."[331]

Думаю мои комментарии к цитатам из работы проф. Смирнова будут излишни, пусть каждый сделает выводы сам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: