В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
ü смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
ü смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
ü смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
ü вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
ü описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
ü отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать неизвестные ещё явления;
ü приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
ü воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ü обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
ü оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
ü рационального природопользования и защиты окружающей среды.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | из них: | |
лабораторные работы | контрольные уроки | |||
1. | Электродинамика | 42 часа | 5 часов | 1 час |
1.1 | Электрические взаимодействия | 9 часов | ||
1.2 | Постоянный электрический ток | 9 часов | 1. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. | |
1.3 | Магнитные взаимодействия | 5 часов | 2. Измерение магнитной индукции | |
1.4 | Электромагнитное поле | 5 часов | ||
1.5 | Оптика | 9 часов | 3. Определение показателя преломления стекла | 1. Контрольный урок по теме «Электродинамика» |
2. | Квантовая физика. Элементы астрофизики | 25 часов | 1 час | 1 час |
2.1 | Кванты и атомы | 8 часов | ||
2.2 | Атомное ядро и элементарные частицы | 12 часов | 4. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров. | 2. Контрольный урок по теме «Квантовая физика и физика атомного заряда» |
2.3 | Элементы астрофизики | 5 часов | ||
3. | Резерв времени | 1 час |
тематический план учителя
N п/п | Система уроков | Дата план | Дата факт |
Природа электричества | |||
Взаимодействие электрических зарядов | |||
Электрическое поле. Графическое изображение электрических полей. | |||
Проводники в электростатическом поле | |||
Диэлектрики в электростатическом поле | |||
Потенциальная энергия заряда в электростатическом поле | |||
Связь между разновидностью потенциалов и напряжённостью | |||
Электроёмкость | |||
Электроёмкость плоского конденсатора | |||
Электрический ток. Сила тока | |||
Определение заряда электрона. | |||
Закон Ома для участка цепи | |||
Последовательное и параллельное соединение проводников | |||
Измерение силы тока и напряжения | |||
Работа силы тока. Закон Джоуля-Ленца | |||
Мощность электрического тока | |||
Закон Ома для полной цепи | |||
Следствия из закона Ома для полной цепи | |||
Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока | |||
Взаимодействие магнитов и источников | |||
Магнитное поле | |||
Сила ампера и сила Лоренца | |||
Измерение магнитной индукции | |||
Линии магнитной индукции | |||
Электромагнитная индукция | |||
Закон электромагнитной индукции | |||
Правило Ленца | |||
Явление самоиндукции | |||
Энергия магнитного поля. Производство, передача и потребление энергии | |||
Трансформатор | |||
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны | |||
Контрольная работа по теме «Электродинамика» | |||
Передача информации с помощью электромагнитных волн | |||
Законы геометрической оптики | |||
Определение показателя преломления стекла | |||
Линзы | |||
Построение изображений с помощью линз | |||
Глаз и оптические приборы | |||
Цвет | |||
Интерференция света | |||
Дифракция света | |||
Определение спектральных границ чувствительности глаза | |||
Невидимые лучи | |||
Зарождение квантовой теории | |||
Применение фотоэффекта | |||
Строение атома | |||
Теория атома Бора | |||
Атомные спектры | |||
Наблюдения сплошного и линейчатого спектров | |||
Лазеры | |||
Корпускулярно-волновой дуализм | |||
Атомное ядро | |||
Радиоактивность | |||
Радиоактивные превращения | |||
Ядерные реакции | |||
Энергия связи. Дефект масс | |||
Деление ядер урана | |||
Ядерный реактор | |||
Классификация элементарных частиц | |||
Открытие позитрона. Античастицы | |||
Повторение темы «Квантовая физика. Физика атомного ядра» | |||
Контрольная работа по теме «Квантовая физика», физика атомного ядра | |||
Размеры Солнечной системы | |||
Природа тел Солнечной системы | |||
Солнце и другие Звёзды | |||
Галактики и Вселенная | |||
Современная научная картина мира. | |||
Резервный урок. |
литература и средства обучения
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования, Москва, 2004.
2. Примерная программа среднего (полного) общего образования, базовый уровень, 10-11 классы.
3. «Физика для базового уровня». Л.Э. Генденштейн, Л.А.Кирик. // «Первое сентября», М., «Просвещение», 2006. № 13.
Издательство «Илекса».
4. УМК «Физика-10». Генденштейн и др. Тетрадь для лаб. работ
5. УМК «Физика -10». Генденштейн и др. Учебник для 10 кл, 2-е издание,
6. УМК «Физика-10». Генденштейн и др. Тетрадь для лаб. работ
7. УМК «Физика-10». Кирик ЛА,. Методические материалы, 2 –е издание
8. УМК «Физика-10». Кирик ЛА, и др.. Сб.заданий и самостоятельных работ, 2-е издание
9. УМК «Физика-11». Генденштейн и др. Тетрадь для лаб. работ
10. УМК «Физика -11». Генденштейн и др. Учебник для 10 кл, 2-е издание,
11. УМК «Физика-11». Генденштейн и др. Тетрадь для лаб. работ
12. УМК «Физика-11». Кирик,ЛА,. Методические материалы, 2-е издание
13. УМК «Физика-11». Кирик,ЛА, и др.. Сб.заданий и самостоятельных работ, 2-е издание
14. Кирик Л.А, Физика 9-11: Самостоятельные и контрольные работы,
15. Кирик Л.А, Физика 9-11: Самостоятельные и контрольные работы,
16. Кирик Л.А. Астрономия. 11: Разноуровневые самостоятельные работы.