1. Перечислите виды (уровни) мышления, их особенности.
2. Понятия, суждения и умозаключения одновременно являются предметом изучения как психологии, так и логики. Как соотносятся между собой эти разные отрасли знаний?
3. Может ли у одного и того же человека выявляться отвлеченный вид мышления, в то время как его тип более соответствует механически-ассоциативному? Как соотносятся между собой тип и вид мышления?
4. В чем заключается различия между конвергентным и дивергентным мышлением?
5. Перечислите мыслительные операции и дайте им характеристику.
10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1. Вид мышления, направленный на решение практических задач:
1) семинарское.
2) теоретическое.
3) наглядно-образное.
4) предметно-действенное.
5) абстрактно-логическое.
Ответ: 1.
2. Вид мышления, при котором человек для расширения задач использует образы, непосредственно извлекаемые или создаваемые воображением:
1) семинарское.
2) теоретическое.
3) наглядно-образное.
4) абстрактно-логическое.
5) предметно-действенное.
Ответ: 3.
3. Мышление, в котором задача решается с опорой на зрительный образ:
1) семинарское.
2) теоретическое.
3) наглядно-образное.
4) предметно-действенное.
5) абстрактно-логическое.
Ответ: 3.
4. Вид мышления, который неразрывно связан с манипулированием предметами, с моторными действиями:
1) семинарское.
2) теоретическое.
3) наглядно-образное.
4) предметно-действенное.
5) абстрактно-логическое.
Ответ: 4.
5. Что способствует развитию творческого мышления?
1) склонность к конформизму.
2) высокая самооценка значимости своих идей.
3) чрезмерно развитое критическое мышление.
4) способность видеть объект под новым углом зрения.
5) нежелание быть «белой вороной».
Ответ: 4.
11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1. Заполните таблицу:
Основание классификации | Виды мышления |
по генезису | |
по характеру решаемых задач | |
по степени развернутости | |
по степени новизны и оригинальности | |
по типу познания | |
по средствам мышления | |
по функциям | |
по степени рефлексии |
Ответ:
Основание классификации | Виды мышления |
по генезису | наглядно-действенное. наглядно-образное. словесно-логическое. абстрактно-логическое. |
по характеру решаемых задач | теоретическое. семинарское. |
по степени развернутости | дискурсивное. интуитивное. |
по степени новизны и оригинальности | репродуктивное. продуктивное (творческое). |
по типу познания | эмпирическое. вербальное. |
по средствам мышления | вербальное. наглядное. |
по функциям | критическое. творческое. |
по степени рефлексии | интуитивное. рациональное. |
2. При работе с понятиями по специальностям медицинским дисциплинам, предлагают находить:
а. Понятие более широкое по отношению к данному (отнести к роду).
б. Существенный признак, отличающий данный вид от других видов, принадлежащих к тому же роду (видовое отличие).
в. Давай определение через род и видовое отличие.
Обоснуйте целесообразность или нецелесообразность применения этих способов организации мыслительной деятельности.
Ответ: Целесообразность подобного способа организации мыслительной деятельности связана с формированием полноты, обобщенности ориентиров осуществления умственного действия, что соответствует логике теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
3. Мама предложила дочке Кате (4 года 5 месяцев) решать задачи: «Летели 4 птички, сели на деревья. На каждое дерево село одна птичка. Сколько было деревьев?».
Катя задумалась, но решить не смогла. Тогда мама вырезала из бумаги птичек и деревья и снова предложила решить задачу. Дочка с задачей справилась.
Какую закономерность детского мышления отражает приведенный пример?
Ответ:Приведенный пример отражает закономерности наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста.