Вопросы по теме занятия. 1. Перечислите виды (уровни) мышления, их особенности

1. Перечислите виды (уровни) мышления, их особенности.

2. Понятия, суждения и умозаключения одновременно являются предметом изучения как психологии, так и логики. Как соотносятся между собой эти разные отрасли знаний?

3. Может ли у одного и того же человека выявляться отвлеченный вид мышления, в то время как его тип более соответствует механически-ассоциативному? Как соотносятся между собой тип и вид мышления?

4. В чем заключается различия между конвергентным и дивергентным мышлением?

5. Перечислите мыслительные операции и дайте им характеристику.

10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

1. Вид мышления, направленный на решение практических задач:

1) семинарское.

2) теоретическое.

3) наглядно-образное.

4) предметно-действенное.

5) абстрактно-логическое.

Ответ: 1.

2. Вид мышления, при котором человек для расширения задач использует образы, непосредственно извлекаемые или создаваемые воображением:

1) семинарское.

2) теоретическое.

3) наглядно-образное.

4) абстрактно-логическое.

5) предметно-действенное.

Ответ: 3.

3. Мышление, в котором задача решается с опорой на зрительный образ:

1) семинарское.

2) теоретическое.

3) наглядно-образное.

4) предметно-действенное.

5) абстрактно-логическое.

Ответ: 3.

4. Вид мышления, который неразрывно связан с манипулированием предметами, с моторными действиями:

1) семинарское.

2) теоретическое.

3) наглядно-образное.

4) предметно-действенное.

5) абстрактно-логическое.

Ответ: 4.

5. Что способствует развитию творческого мышления?

1) склонность к конформизму.

2) высокая самооценка значимости своих идей.

3) чрезмерно развитое критическое мышление.

4) способность видеть объект под новым углом зрения.

5) нежелание быть «белой вороной».

Ответ: 4.

11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

1. Заполните таблицу:

Основание классификации Виды мышления
по генезису  
по характеру решаемых задач  
по степени развернутости  
по степени новизны и оригинальности  
по типу познания  
по средствам мышления  
по функциям  
по степени рефлексии  

Ответ:

Основание классификации Виды мышления
по генезису наглядно-действенное. наглядно-образное. словесно-логическое. абстрактно-логическое.
по характеру решаемых задач теоретическое. семинарское.
по степени развернутости дискурсивное. интуитивное.
по степени новизны и оригинальности репродуктивное. продуктивное (творческое).
по типу познания эмпирическое. вербальное.
по средствам мышления вербальное. наглядное.
по функциям критическое. творческое.
по степени рефлексии интуитивное. рациональное.

2. При работе с понятиями по специальностям медицинским дисциплинам, предлагают находить:

а. Понятие более широкое по отношению к данному (отнести к роду).

б. Существенный признак, отличающий данный вид от других видов, принадлежащих к тому же роду (видовое отличие).

в. Давай определение через род и видовое отличие.

Обоснуйте целесообразность или нецелесообразность применения этих способов организации мыслительной деятельности.

Ответ: Целесообразность подобного способа организации мыслительной деятельности связана с формированием полноты, обобщенности ориентиров осуществления умственного действия, что соответствует логике теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

3. Мама предложила дочке Кате (4 года 5 месяцев) решать задачи: «Летели 4 птички, сели на деревья. На каждое дерево село одна птичка. Сколько было деревьев?».

Катя задумалась, но решить не смогла. Тогда мама вырезала из бумаги птичек и деревья и снова предложила решить задачу. Дочка с задачей справилась.

Какую закономерность детского мышления отражает приведенный пример?

Ответ:Приведенный пример отражает закономерности наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: