Тесты:
1. Проблема методологии обсуждается и решается на:
1) одном уровне.
2) трех уровнях.
3) двух уровнях.
4) не решается вообще.
2. Авторство идеи о смене парадигм принадлежит:
1) Т.Куну,
2) Л.С.Выготскому,
3) В.И.Слободчикову.
4) С.Л.Рубинштейну.
3. В основу естественнонаучной парадигмы легли идеи:
1) механики.
2) оптики.
3) термодинамики.
4) эволюционизма.
4. В основе гуманитарной парадигмы не лежат идеи:
1) культурологии.
2) обществознания.
3) антропологии.
4) физики.
5. Понимание как метод характерен:
1) для естественнонаучной парадигмы.
2) для гуманитарной парадигмы.
3) для внепарадигмальной науки.
4) для внегуманитарной науки.
Задачи:
1. Определите возможности и области взаимодополнения и преимущественного использования методов объяснительной, описательной и практической психологии.
2. Определите, какие методы исследования обозначены буквами А, В, С.
Признаком, отличающим метод А от других методов, является невмешательство исследователя в ход изучаемых психических явлений. При использовании метода В такое вмешательство осуществляется ради создания условий, в которых интересующие исследователя явления и связи выступили бы в наиболее чистом виде. Это вмешательство, однако, остается незаметным для испытуемых. Метод С в главном аналогичен методу В, но здесь испытуемые знают, что являются таковыми.
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
1. Специфика методов описательной психологии.
2. Специфика методов объяснительной психологии.
3. Закономерности смены парадигм в психологии.
8. Рекомендованная литература по теме занятия.
основная:
1.Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2011. - 583 с.
2.Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2009. - 272 с.
- дополнительная:
1. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
Занятие № 4