Нормальное состояние человека, если он только не спит, - активное, деятельное состояние. Человек постоянно действует, что-то делает, чем-то занят (трудится, играет, учится, общается с людьми).
Деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, регулируемая осознанной целью.
Отличие деятельности человека от поведения животных.
7. Деятельность человека носит сознательный характер — человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат.
8. Деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда.
9. Деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива. В процессе деятельности человек вступает в сложные отношения с другими людьми.
10. Деятельность человека не обязательно связана с биологическими мотивами.
11. Деятельность человека не определяется только наглядными впечатлениями.
|
|
12. Деятельность человека формируется путем усвоения общественного опыта.
Поведение животных не носит ни сознательного, ни общественного характера. Даже высшие животные не планируют своего поведения, не употребляют орудий труда.
Прежде всего в структуре деятельности выделяют цели и мотивы.
Если нет цели, то нет и деятельности. Деятельность вызывается определенными мотивами, причинами, которые побудили человека поставить перед собой ту или иную цель и организовать деятельность по достижению этой цели.
Цель – это то, ради чего действует человек.
Цель – это то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности.
Побудителем к деятельности выступает мотив. Мотив – это то, почему действует человек. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многообразие мотивов. В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.
Становление внутренней (психической) деятельности происходит постепенно. Ребенок сначала совершает действия с предметами и лишь со временем приобретает способность совершать те же действия в уме.
Процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные называют интериоризацией.
В результате интериоризации психика человека приобретает способность оперировать предметами или явлениями, отсутствующими в поле его зрения, а сам человек получает возможность регулировать поведение и деятельность, основываясь не только на собственном опыте, но и на опыте всего человечества. В таком случае происходит процесс, обратный интериоризации – экстериоризация.
|
|
Экстериоризация – переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемого в форме приемов и действий с предметами.
В структуре деятельности выделяют несколько уровней: действия, операции, психофизиологические функции.