Основные понятия и положения темы. Интеллектзачастую отождествляется с мыш­лением в определении: интеллект - это мыслительная способность человека

Интеллект зачастую отождествляется с мыш­лением в определении: интеллект - это мыслительная способность человека. Однако еще французский психолог Ж. Пиаже разводил эти два понятия. По Пиаже, «интеллект является состоянием равновесия, к которому тяготеют все последовательно расположенные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка так же, как и все взаимодействия организма со средой». Одна из основных особенностей человеческого интеллекта заключается в том, что не всякое содержа­ние, получаемое из внешнего мира, может быть усвоено, а лишь то, которое хотя бы приблизительно соответствует внутренним структурам индивида. Еще одной важной особенностью интел­лекта является его организованность, т.е. представление интеллектуаль­ной активности субъекта в виде некоторой структуры с выделением в ней отдельных элементов.

Пиаже выделял 4 стадии развития интеллекта:

Первая, названная стадией сенсомоторного интеллекта, продолжается от 0 до 2 лет.

Вторая - дооперациональное мышление - занимает период от 2 до 7-8 лет.

Третью стадию составляет период конкретных операций - от 7-8 до 11-12 лет.

Последний, четвертый период развития интеллекта - это период формальных операций, он начинается от 12 лет и развивает­ся на протяжении всей жизни.

Ста­дии развития интеллекта привязаны к определенному возрасту, но обу­чение может ускорять их прохождение, а при отсутствии обучения по различным причинам может быть задержка развития.

Если для Пиаже интеллект - это общий регулятор поведения всех уровней, то для некоторых других исследователей (А. Бине, Л. Векслер) он - символ обучаемости человека и любого другого живого существа всему новому.

Таким образом, в настоящее время существуют как минимум три трактовки понятия интеллекта:

Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».

Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость».

Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как «способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурного подхода, интеллект – это совокупность тех или иных способностей.

Существуют различные концепции, рассматривающие структуру интеллекта. Спирмен (1904) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.

Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

а. счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия.

б. вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова.

в. вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь.

г. пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве.

д. память.

е. способность к рассуждению.

ж. быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Гилфорд представляет интеллект как кубическую модель. Он выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенченским).

У Бине и Векслера интеллект - это одно­уровневая модель с двумя блоками показателей вербального и невер­бального (действенного и образного) характера.

По мнению Кеттела, у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.

Ананьев рассматривал интеллект как многоуровневую организа­цию познавательных сил, охватывающую процессы, состояния и свойст­ва личности.

Интеллект традиционно исследовался в рамках двух основных направлений: тестологического и экспериментально-психологического.

Разрабатываемые в рамках экспериментально-психологического направления теории интеллекта ориентировались на выявление механизмов интеллектуальной активности.

Например, в рамках экспериментально-психологического направления следует прежде всего выделить теории, отстаивающие идею генетического объяснения интеллекта на основе учета как закономерностей его онтогенетического развития, связанных с освоением систем логических операций (Ж. Пиаже), так и влияния социально-культурных факторов (Л. С. Выготский, М. Коул и С. Скрибнер и др.), а так же неотестологические теории интеллекта X. Айзенка, Э. Ханта и Р. Стернберга.

Для неотестологическлй теории характерно признание IQ-концепции интеллекта, однако экспериментально-психологическому анализу подвергаются внутренние когнитивные процессы, которые стоят за IQ и позволяют объяснить индивидуальные различия в тестовом исполнении.

Интеллект подразделяется на несколько видов, каждый из которых необходимо развивать: вербальный, логический, пространственный, физический, музыкальный, социальный, эмоциональный, духовный и творческий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: