1.Определите, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:
1) ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия;
2) незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин;
3) слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными;
4) когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами;
5) музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов;
6) в сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении;
темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину;
7) заяц достаточно успешно отличает волков от других животных независимо от их роста или масти. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?
|
|
2. Оцените корректность использования терминов «ощущение» и «восприятие» в свете соответствующих научных определений.
1) Хотя ощущения соединяются в восприятии, восприятие нельзя рассматривать как сумму ощущений. Эта ошибка, имевшаяся в истории психологии, была преодолена в гештальтпсихологии.
2) Первым отделом анализатора является воспринимающий прибор или рецептор, производящий преобразование энергии раздражителя в процесс нервного возбуждения.
3) Анализаторы — это сложные системы чувственных нервных образований, воспринимающие и анализирующие раздражители, действующие на животных и человека.
4) Студент воспринял лекцию по психологии воли как импульс к активной самостоятельной работе над данной темой.
5) Восприятие — это процесс, качественно отличающийся от ощущения, в котором отражаются лишь отдельные свойства предметов и явлений.
6) Психология XX в. воспринимается как весьма активный, бурный и продуктивный период развития психологического знания.
7) Мироощущение людей довольно резко изменяется во время крупных исторических событий (революции, войны, реформы и др.).
8) Многообразие ощущений обусловлено качественным многообразием отражаемой действительности.
5.3. Самостоятельная работа по теме:
Сравните ощущения и восприятие: что общего, чем отличаются?
5.4. Итоговый контроль знаний:
Не предусмотрено.
Домашнее задание для уяснения темы занятия.
Не предусмотрено.
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
Не предусмотрено.