Схема 1.1. Уровни и формы познания
Результатом представления является образ предмета. Он предполагает наличие памяти и наличие сходства с отображаемым. Представьте себе вкус «бабушкиного пирожка» и Вы поймете, что чувства «не стареют». А если Вы его забыли, то Вы не сможете его представить.
Абстрактное (от лат. abstractio - отвлечение) мышление— это сила интеллектуального реагирования. Опираясь на чувства, как на базу данных, оно позволяет человеку продвинуться глубже в познании мира, отвлекаясь от несущественных чувственных данных и сосредоточиваясь на главном, существенном, указывающем на причину. Абстрактное мышление - это логическое познание мира, опосредованное чувствами и протекающее в разных формах: понятый, суждении, умозаключении и др. Аналогично тому, как люди «чувствуют» в трех психологических формах, думая, они всегда придают мыслям одну из логических форм. Их определением мы займемся чуть позднее. А пока продолжим анализ идеальной природы мышления. В мышлении идет переработка чувственной информации. Итогом и простейшей формой мысли является понятие. Оно - идеальный продукт и поэтому сходства с предметом не предполагает, зато предполагает знание существенного о нем. Так, образ землетрясения и понятие «землетрясение» различны. Образ фиксирует внешние характеристики и является описанием. Описать землетрясение может каждый. Понятие «землетрясение» отвечает на вопрос «почему?», «в чем суть этого феномена?» и доступно не каждому. Оно - результат логического анализа.
|
|
Уступая животным в остроте зрения, в силе обоняния и т. д., человек превосходит их силой абстрактного мышления и сознательным характером своих действий. Человек нуждался во второй линии обороны от превосходящих сил природы и он ее создал. Развиваясь и совершенствуясь, мышление стало не только орудием мысли1, но и мошным оружием - «интеллектуальным гиперболоидом» инженера - Человека. Изучение интеллектуальной деятельности человека - предмет логики.
Чувственное познание и абстрактное мышление взаимосвязаны и дополняют друг друга (схема 1. 2).
Открытие логической формы мышления - результат интенсивных исследований человеческого интеллекта. Разграничение мира, явлений и их глубинных инвариантных структур, скрывающихся за внешней чувственной стороной явлений, позволило устанавливать закономерные отношения для целого класса явлений и делать научные обобщения. Одним словом, открыло дверь современной науке, согласно которой, например, закон свободного падения тел одинаково действует в таких разных случаях, как падение камня, полет пушинки или падение артиллерийского снаряда.
|
|
1 По-гречески- органоном.
ПОЗНАНИЕ | ||||
Последова- | ||||
тельность и глубина по- | Форма | Вид | Результат и практическое значение | |
знания | ||||
Чувственное | Образное | Ответ на вопросы: | ||
познание: | познание: | «как?», «какой?», «каким | ||
ощущение; | непосредст- | образом?»; основа эмпирических наук и | ||
восприятие; | венное вос- | |||
память; | приятие; | естествознания (наблюде- | ||
воображение; | прямой кон- | ния, измерения, экспери- | ||
I | представление | такт с внеш- | мент); | |
ним миром | источник чувственных данных, образов, описаний; условие, предпосылка искусства (художественного, музыкального, литературного); | |||
Рациональное: | Абстрактно- | Ответ на вопросы: | ||
понятие; | логическое, | «почему?», «зачем?», «в чем | ||
суждение; | опосредованное: | суть?»; | ||
умозаключение; | знания, мысли, суждения, | |||
вопрос; | размышления | доказательства, терминоло- | ||
проблема; | о мире; | гия, определения, аналогии, | ||
гипотеза; | переработка | классификации, обоснова- | ||
'' | теория | чувственных | ния, опровержения, анализ, | |
данных в тео- | синтез, идеализация, дедук- | |||
II | ретические | тивные и индуктивные вы- | ||
знания | воды; форма развития теоретического знания |
Схема 1.2. Познание
Изучение интеллектуальной деятельности человека - предмет логики
1.2. МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК
Мысль и слово |
Изучение взаимодействия человека с окружающим его миром предполагает анализ второй сигнальной системы - речи, или языка. Эта система отсутствует у животных. Естественный язык тесно связан с
абстрактной деятельностью. Мышление без языка невозможно. Разумеется, чувственную информацию об объекте можно выразить на языке жестов, рисунка и музыкальной ноты, однако существенное, связанное с научным анализом причины оформляется в понятийной, словесно-логической форме. Поскольку мышление идеально, язык выступает средством его материализации. При помощи различных грамматических форм он выражает разные по логической форме мысли. Скажем, понятие выражается в слове или словосочетании («музыка», «туча», «персональный компьютер»), суждение — в предложении («эта туча — грозовая», «музыка является самым абстрактным видом искусства», «компьютер - это вычислительное устройство»), а умозаключение в языке предстает в виде нескольких предложений, связанных по смыслу («поскольку музыка - прекрасна, то и это сочинение, которое является музыкальным, тоже прекрасно»).
Неразрывная связь мышления и языка решает проблему идеальной природы мышления, но создает другую - проблему смысла языковых выражений и понимания. Процесс формирования абстрактного мышления у каждого человека - сложный, своеобразный, связанный со множеством факторов — воспитательным, образовательным, социальным и др. Начиная формироваться в раннем детстве, с возрастом мышление обретает свое содержание и объем, а также средство его выражения - индивидуальную лексику. Детский лепет переходит в связную речь. Помня о том, что число понятий равно числу знаний о мире, становится понятным, почему лексический запас (т. е. «развитость» речи) указывает на коэффициент интеллектуальности (IQ) и почему 30 слов Эллочки-людоедки не могу быть символом эрудиции.
Взаимосвязь мышления и языка имеет не только количественный аспект. Естественный язык - результат длительного процесса формирования, в ходе которого образуются его многообразие и сложность, позволяющие в одной ситуации одно и то же понятие называть одним словом, а в другой ситуации- другим. Так образуются слова - синонимы (Минск, столица Беларуси). Кроме того, разным по смыслу понятиям в языке может соответствовать одно и то же слово (коса, ключ, пачка). Такие слова называются омонимами. Они являются причиной многих логических ошибок, связанных с подменой смысла и многозначностью слов естественного языка. Лингвистические науки образуют третью группу наук, изучающих мышление, и во всех разделах
|
|
грамматики прослеживается параллель логики и лингвистики. Если понятие - элементарная форма мысли, то простейшей лингвистической формой является слово.
Итак, проникая в тайны мироздания, человек продвигается от образа к понятию, а от понятия к слову. Но на этом взаимодействие человека с миром не заканчивается. Испытывая на себе воздействие предметов и явлений окружающей действительности, человек в свою очередь воздействует на предметы мира в соответствии со своей логической программой и преследуя определенные цели. Это взаимодействие можно выразить так: Ч«->М, где Ч - человек, М - мир. За словом следует дело, и большое число праксеологических наук исследуют природу и характер человеческих действий. Основные этапы взаимодействия человека и мира схематически показаны на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Взаимодействие человека и мира
Сознание человека, формирующееся на базе психики и мышления, выступает теоретической программой его действий. Значит, можно попытаться не корректировать каждый отдельный поступок, а научиться создавать нужные программы управления человеческим поведением, т. е. влиять на сознание. К этой цели в конечном итоге сводятся усилия многих наук, изучающих человека, включая экономику. Например, одна из телевизионных встреч ученых-экономистов с мировым именем, включая Нобелевских лауреатов в области экономики (Фридмана, Шмелева, Сороса, Гелбрейта, Райхенбаха), которую довелось увидеть ав-
тору этих строк, была посвящена маркетингу. Поразительно, как безупречно точно и в то же время образно они определили это сложное экономическое понятие. Кратко суть сводилась к следующему рассуждению: «Что такое маркетинг? Это - война. Что такое война? Это битва за контролируемую территорию. Так бились Ирак и США за поле влияния - Кувейт. (В этот момент на экране появляется рисунок земного шара и два человека с автоматами, символизирующими войну, рис. 1.2.) Если маркетинг-
|
|
война, то должен быть плацдарм, т. е. военная территория. Где он? Это не война в ЛЬндоне, Вашингтоне или Москве и т. д. И не базар и не толкучка. Эта война разворачивается в самом темном переулке, где нет тропинок и ясности. Это - человеческое сознание. Маркетинг - это битва за сознание. А значит, нужно знать, как захватить такой плацдарм, иначе говоря, как проникнуть в человеческое сознание. Это не просто. Этому и учит маркетинг. (После этих слов прежняя картинка на мониторе заменяется другой. Вместо вооруженных противников появляются два деловых человека с дипломатами в руках, символизирующими «тихую» войну за сознание - маркетинг, рис. 1.3.)
Логика является мощным орудием воздействия на человеческое сознание. Убедить - значит победить. Она может иметь как наступательный характер, так и «оборонительный», выступая
своего рода интеллектуальным «защитным экраном» от чужого воздействия на сознание в ходе беседы, дискуссии или иной формы речевой практики.
Итак, язык - знаковая система, обеспечивающая познавательную и коммуникативную функции мышления.
ffl
Язык - знаковая система, обеспечивающая познавательную и коммуникативную функции мышления