Практика

Схема 1.1. Уровни и формы познания

Результатом представления является образ предмета. Он предпо­лагает наличие памяти и наличие сходства с отображаемым. Представьте себе вкус «бабушкиного пирожка» и Вы поймете, что чувства «не стареют». А если Вы его забыли, то Вы не смо­жете его представить.





Абстрактное (от лат. abstractio - отвлечение) мышле­ние— это сила интеллектуального реагирования. Опираясь на чувства, как на базу данных, оно позволяет человеку продви­нуться глубже в познании мира, отвлекаясь от несущественных чувственных данных и сосредоточиваясь на главном, сущест­венном, указывающем на причину. Абстрактное мышление - это логическое познание мира, опосредованное чувствами и проте­кающее в разных формах: понятый, суждении, умозаключении и др. Аналогично тому, как люди «чувствуют» в трех психологи­ческих формах, думая, они всегда придают мыслям одну из ло­гических форм. Их определением мы займемся чуть позднее. А пока продолжим анализ идеальной природы мышления. В мыш­лении идет переработка чувственной информации. Итогом и простейшей формой мысли является понятие. Оно - идеальный продукт и поэтому сходства с предметом не предполагает, зато предполагает знание существенного о нем. Так, образ землетря­сения и понятие «землетрясение» различны. Образ фиксирует внешние характеристики и является описанием. Описать земле­трясение может каждый. Понятие «землетрясение» отвечает на вопрос «почему?», «в чем суть этого феномена?» и доступно не каждому. Оно - результат логического анализа.

Уступая животным в остроте зрения, в силе обоняния и т. д., человек превосходит их силой абстрактного мышления и созна­тельным характером своих действий. Человек нуждался во вто­рой линии обороны от превосходящих сил природы и он ее соз­дал. Развиваясь и совершенствуясь, мышление стало не только орудием мысли1, но и мошным оружием - «интеллектуальным гиперболоидом» инженера - Человека. Изучение интеллектуаль­ной деятельности человека - предмет логики.

Чувственное познание и абстрактное мышление взаимосвяза­ны и дополняют друг друга (схема 1. 2).

Открытие логической формы мышления - результат интен­сивных исследований человеческого интеллекта. Разграничение мира, явлений и их глубинных инвариантных структур, скры­вающихся за внешней чувственной стороной явлений, позволило устанавливать закономерные отношения для целого класса явле­ний и делать научные обобщения. Одним словом, открыло дверь современной науке, согласно которой, например, закон свобод­ного падения тел одинаково действует в таких разных случаях, как падение камня, полет пушинки или падение артиллерийского снаряда.

1 По-гречески- органоном.


    ПОЗНАНИЕ  
Последова-      
тельность и глубина по- Форма Вид Результат и практическое значение
знания      
  Чувственное Образное Ответ на вопросы:
  познание: познание: «как?», «какой?», «каким
  ощущение; непосредст- образом?»; основа эмпирических наук и
  восприятие; венное вос-
  память; приятие; естествознания (наблюде-
  воображение; прямой кон- ния, измерения, экспери-
I представление такт с внеш- мент);
      ним миром источник чувственных дан­ных, образов, описаний; условие, предпосылка ис­кусства (художественного, музыкального, литератур­ного);
Рациональное: Абстрактно- Ответ на вопросы:
    понятие; логическое, «почему?», «зачем?», «в чем
    суждение; опосредован­ное: суть?»;
    умозаключение; знания, мысли, суждения,
    вопрос; размышления доказательства, терминоло-
    проблема; о мире; гия, определения, аналогии,
    гипотеза; переработка классификации, обоснова-
'' теория чувственных ния, опровержения, анализ,
  данных в тео- синтез, идеализация, дедук-
II   ретические тивные и индуктивные вы-
    знания воды; форма развития теоретиче­ского знания

Схема 1.2. Познание

Изучение интеллектуальной деятельности человека - предмет логики

1.2. МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК

Мысль и слово

Изучение взаимодействия человека с окружающим его миром предпола­гает анализ второй сигнальной сис­темы - речи, или языка. Эта систе­ма отсутствует у животных. Естественный язык тесно связан с





абстрактной деятельностью. Мышление без языка невозможно. Разумеется, чувственную информацию об объекте можно выра­зить на языке жестов, рисунка и музыкальной ноты, однако су­щественное, связанное с научным анализом причины оформля­ется в понятийной, словесно-логической форме. Поскольку мыш­ление идеально, язык выступает средством его материализации. При помощи различных грамматических форм он выражает раз­ные по логической форме мысли. Скажем, понятие выражается в слове или словосочетании («музыка», «туча», «персональный компьютер»), суждение — в предложении («эта туча — грозовая», «музыка является самым абстрактным видом искусства», «ком­пьютер - это вычислительное устройство»), а умозаключение в языке предстает в виде нескольких предложений, связанных по смыслу («поскольку музыка - прекрасна, то и это сочинение, ко­торое является музыкальным, тоже прекрасно»).

Неразрывная связь мышления и языка решает проблему иде­альной природы мышления, но создает другую - проблему смысла языковых выражений и понимания. Процесс формирова­ния абстрактного мышления у каждого человека - сложный, своеобразный, связанный со множеством факторов — воспита­тельным, образовательным, социальным и др. Начиная форми­роваться в раннем детстве, с возрастом мышление обретает свое содержание и объем, а также средство его выражения - индиви­дуальную лексику. Детский лепет переходит в связную речь. Помня о том, что число понятий равно числу знаний о мире, ста­новится понятным, почему лексический запас (т. е. «развитость» речи) указывает на коэффициент интеллектуальности (IQ) и по­чему 30 слов Эллочки-людоедки не могу быть символом эруди­ции.

Взаимосвязь мышления и языка имеет не только количест­венный аспект. Естественный язык - результат длительного про­цесса формирования, в ходе которого образуются его многообра­зие и сложность, позволяющие в одной ситуации одно и то же понятие называть одним словом, а в другой ситуации- другим. Так образуются слова - синонимы (Минск, столица Беларуси). Кроме того, разным по смыслу понятиям в языке может соответ­ствовать одно и то же слово (коса, ключ, пачка). Такие слова на­зываются омонимами. Они являются причиной многих логиче­ских ошибок, связанных с подменой смысла и многозначностью слов естественного языка. Лингвистические науки образуют тре­тью группу наук, изучающих мышление, и во всех разделах


грамматики прослеживается параллель логики и лингвистики. Если понятие - элементарная форма мысли, то простейшей лин­гвистической формой является слово.

Итак, проникая в тайны мироздания, человек продвигается от образа к понятию, а от понятия к слову. Но на этом взаимодейст­вие человека с миром не заканчивается. Испытывая на себе воз­действие предметов и явлений окружающей действительности, человек в свою очередь воздействует на предметы мира в соот­ветствии со своей логической программой и преследуя опреде­ленные цели. Это взаимодействие можно выразить так: Ч«->М, где Ч - человек, М - мир. За словом следует дело, и большое число праксеологических наук исследуют природу и характер человеческих действий. Основные этапы взаимодействия чело­века и мира схематически показаны на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Взаимодействие человека и мира

Сознание человека, формирующееся на базе психики и мыш­ления, выступает теоретической программой его действий. Зна­чит, можно попытаться не корректировать каждый отдельный поступок, а научиться создавать нужные программы управления человеческим поведением, т. е. влиять на сознание. К этой цели в конечном итоге сводятся усилия многих наук, изучающих че­ловека, включая экономику. Например, одна из телевизионных встреч ученых-экономистов с мировым именем, включая Нобе­левских лауреатов в области экономики (Фридмана, Шмелева, Сороса, Гелбрейта, Райхенбаха), которую довелось увидеть ав-





тору этих строк, была посвящена маркетингу. Поразительно, как безупречно точно и в то же время образно они определили это сложное экономическое понятие. Кратко суть сводилась к сле­дующему рассуждению: «Что такое маркетинг? Это - война. Что такое война? Это битва за контролируемую территорию. Так би­лись Ирак и США за поле влияния - Кувейт. (В этот момент на экране появляется рисунок земного шара и два человека с авто­матами, символизирующими войну, рис. 1.2.) Если маркетинг-

война, то должен быть плацдарм, т. е. военная территория. Где он? Это не война в ЛЬндоне, Вашингтоне или Москве и т. д. И не базар и не толкучка. Эта война разворачивается в самом темном переулке, где нет тропинок и ясности. Это - человеческое созна­ние. Маркетинг - это битва за сознание. А значит, нужно знать, как захватить такой плацдарм, иначе говоря, как проникнуть в человеческое сознание. Это не просто. Этому и учит маркетинг. (После этих слов прежняя картинка на мониторе заменяется дру­гой. Вместо вооруженных противников появляются два деловых человека с дипломатами в руках, символизирующими «тихую» войну за сознание - маркетинг, рис. 1.3.)

Логика является мощным орудием воздействия на человече­ское сознание. Убедить - значит победить. Она может иметь как наступательный характер, так и «оборонительный», выступая


своего рода интеллектуальным «защитным экраном» от чужого воздействия на сознание в ходе беседы, дискуссии или иной формы речевой практики.

Итак, язык - знаковая система, обеспечивающая познава­тельную и коммуникативную функции мышления.

ffl

Язык - знаковая система, обеспечивающая познавательную и коммуникативную функции мышления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: