Методика «Подростки о родителях» изучает установки родителей, их поведение и методы воспитания так, как их видят дети в подростковом и младшем юношеском возрасте. Первичной основой опросника является опросник, который создал Е. Schaefer (1965). Его опросник «Children's Report of Parental Behalf Inventory» состоял из 28 шкал по 10 заданий в каждой. Е. Schaefer (1959) рассматривал принятие, опеку и контроль в качестве основных параметров воспитания.
Принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку, вне зависимости от исходных ожиданий родителей.
Непринятие же рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, враждебно. Л Понятие психологического контроля содержит как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.
В Россию методика пришла из Чехословакии. Здесь в исследованииЗ3. Матейчика и соавторов снова подтвердилось первоначальное представление о том, что воспитательное поведение родителей глазами детей можно описать тремя переменными:
|
|
1) принятие — эмоциональное отвержение;
2) психологический контроль — психологическая автономия;
3) скрытый контроль — свободный контроль.
Эта версия и легла в основу создания методики ADOR. Учитывая социокультурные различия, чешские психологи переработали методику. Важным оказалось прежде всего сокращение количества шкал, так как факторный анализ на чешской выборке выделил три значимых фактора:
1) положительный интерес — враждебность;
2) директивностъ — автономия;
3) непоследовательность.
Эти факторы составили пять шкал и стали базой для русскоязычной методики, которую на русской клинической выборке адаптировал коллектив под руководством Л.И.Вассермана [Вассерман Л. И. и др., 1994]. Удивительно, что наряду с использованием в клинической психологической практике методика «Подростки о родителях» уже дважды использовалась в обширных психологических исследованиях образа жизни подростков. В них методика помогла зафиксировать особенности семейной ситуации подростков.
Одно из таких исследований, выполненное под руководством С.Кривцовой [Подросток на перекрестке..., 1997 ], мы кратко пересказываем ниже.