1. Обсуждаем вопросы самочувствия ребенка (жалобы на нездоровье, сон, необходимость лечебных процедур и др.).
f 2. Обсуждаем реальную и возможную помощь ребенка по дому (убор-jjKa квартиры, мытье посуды и др.).
; 3. В разговорах с ребенком планируем совместные просмотры телепередач.
г, 4. Разговариваем с ребенком об известных ученых, писателях, путешественниках и др.
; 5. Рассказываем ребенку о тех или иных способах изучения окружаю-доих предметов и явлений.
I 6. Говорим о выполнении требований учителя (воспитателя). 7. Обсуждаем последствия асоциального поведения людей (лжи, во-|ровства, хулиганства и др.).
, 8. Обсуждаем особенности представлений ребенка о тех или иных ве-гЩах.
9. Говорим с ребенком о его переживаниях (грусти, радости, гневе
Р ДР-).
10. В разговоре с ребенком обсуждаем возможные перспективы его
^общего развития.
П. Говорим о реальных и возможных опасностях, с которыми сталкивается ребенок, их предотвращении.
12. Говорим с ребенком о его самообслуживании (одеваться, содер-^ть в порядке свои вещи, убирать за собой и др.).
13. Разговариваем с ребенком в ходе совместных занятий конструиро-рНием, рисованием и др.
14. Беседуем с ребенком об окружающей живой природе (растениях, квотных).
'Др.| 16 рссников). |
*6. В разговоре с ребенком интересуюсь проблемами его друзей (одно- |
^ 15. Отвечаю на различные вопросы ребенка: почему? зачем? для чего?
17. Обсуждаем поведение ребенка с точки зрения его соответствия правилам общения в гостях, детском саду, поликлинике, на прогулке и др.
18. Обсуждаем с ребенком, что и как он придумывает, сочиняет.
19. Разговариваем с ребенком о тех или иных людях, обсуждаем его отношение к ним: симпатию (любовь, привязанность и др.), антипатию (неприязнь, отвержение и др.).
20. Обсуждаем с ребенком его представление о себе (или как об умном, красивом и др., или как о глупом, неряхе и др.).
21. Говорим с ребенком о вопросах гигиены (уход за телом, своевременность физиологических отправлений и др.).
22. Говорим с ребенком о выполнении им (ею) домашних обязанностей и поручений (выносить мусор, ходить в магазин, ухаживать за животными и др.).
23. Разговариваем с ребенком, когда вместе с ним занимаемся чтением, счетом, письмом.
24. Беседуем с ребенком по поводу сведений об анатомии и физиологии человека (части тела, основные органы, деторождение и др.).
25. Обсуждаем попытки самостоятельного изучения ребенком окружающих предметов и явлений.
26. Расспрашиваю ребенка о его участии в ходе учебных школьных (детсадовских) занятий, выполнении поручений в школе (детском саду).
27. Обсуждаем поступки ребенка с точки зрения того, что «хорошо», что «плохо».
28. Обсуждаем с ребенком его мнение, взгляды на те или иные проблемы.
29. Подмечаем и обсуждаем в разговорах с ребенком то или иное его настроение.
30. Подмечаем и обсуждаем изменения, произошедшие с ребенком за какой-то промежуток времени, соотносим, каким он был и каким он стал.
31. Говорим с ребенком о вопросах питания (регулярность приема пищи, предпочтения в еде и др.).
32. Говорим о бережном отношении ребенка к домашним вещам.
33. Разговариваем с ребенком в ходе совместной игры (обсуждаем правила, использование игрушек и др.).
34. Беседуем с ребенком о законах природы (сезонных изменениях, круговороте веществ и др.).
35. Беседуем с ребенком по поводу использования различных окружающих предметов.
36. Обсуждаем с ребенком школьные (детсадовские) успехи и неуДО" чи (оценки взрослого, качество выполнения работы и др.).
37. Обсуждаем взаимоотношения людей и поступки ребенка с точк зрения этических норм (честность, справедливость и др.).
38. Обсуждаем с ребенком его способы решения того или иного заД ния.
39. Обсуждаем с ребенком причины его переживаний. 1
40. Обсуждаем с ребенком его отношение к себе (недовольство
бой, гордость за себя и др.).
БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИКИ «ОСОР-В» Ф.И.О. | |||||||||
Стат | гус в с заст | ;мье | |||||||
Воз] | |||||||||
Ф.И.О. ребенка | |||||||||
Дата рожде | ния ребенка а | ||||||||
Дата опрос | |||||||||
ВП | СБД | ФСЗ | СП | пп | ФШД | НСВ | ММР | МЧР | ЯКР |
3.6.3. Опросник родительского отношения к детям — «зеркало» для АСВ1
Опросник представляет собой зеркальный вариант методики [АСВ. Вопросы методики АСВ изменены так, чтобы на них отвечали сами дети (подростки). Например, вопрос 34 АСВ звучит: «Если |бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораз-до большего», а вопрос 34 методики РОД: «Мои родители (или Юдин из них) считают, что, если бы у них не было детей, они бы добились гораздо большего в жизни».
Ин |
Количество вопросов и их распределение по шкалам (измеряемым параметрам) оставлены теми же. К сожалению, нам не Известна концепция методики, нормативные данные и соотнесение результатов с методикой АСВ. В то же время представляется интересной сама идея создания зеркальных методик, в которых совершенно те же самые вопросы, касающиеся взаимоотношений родителей и детей, задаются родителям и детям по отдельности.
струкция
Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем со-в асны с ними, то на «Бланке ответов» обведите кружочком номер ут-РЖцения; если Вы не согласны, то не делайте никаких пометок.
IL При написании данного раздела использованы материалы учебного посолен, Метровая М. В., Филипович И. В. Психология девиантного пове-•** - М., 2000.
_
В опроснике нет «правильных» или «неправильных» ответов на утверждения. Отвечайте так, как Вы сами думаете.