Методика «Линия жизни семьи»

Методика «Линия жизни семьи» берет начало от индивидуаль­ной методики, разработанной супругами Крониками, — «Твоя линия жизни».

Один из вариантов этой методики предполагает следующую инструкцию: «Нарисуйте на листе бумаги, отступив от края 2 сан­тиметра, линию сверху вниз, длиной почти во весь лист. С одного края линии напишите 0, с другого — 100. Это будет ваша линия


жизни. 0 — это ваше рождение, 100 — это, наверное, что-то близ­кое к завершению жизни.

Теперь (после того, как линия нарисована) обозначьте риской на линии то место своей жизни, где вы сейчас находитесь. Какой кусок жизни вы уже прожили, где вы сейчас?

А теперь обозначьте рисками и кратко подпишите все самые значимые для вас события, которые у вас были в жизни. Это мог­ли быть события, которые происходили с вами, или события, свидетелями которых вы были. Но это самые значимые для вас события в прошлом.

Следующим шагом попробуйте отметить рисками и кратко под­писать все самые значимые события вашей жизни, которые, как вы думаете или даже ожидаете, надеетесь, с вами еще только произойдут».

В дальнейшем по рисунку проводится беседа с клиентом. Хотя на линии жизни клиент рисует свою жизнь, а не историю семьи, опыт использования методики говорит, что такие «семейные» содержания, как любовь, свадьба, рождение детей, выход на ра­боту, смерть близких, разводы, переезды и проч., являются об­щими для индивидуальной и семейной историй. То есть даже ме­тодика «Твоя линия жизни» уже дает важную информацию о се­мейной жизни клиента.

«Линия жизни семьи», или «Линия времени», как ее называет А. В.Черников [Черников А.В., 1998], довольно проста: по гори­зонтали прочерчивается линия времени с отметкой лет, месяцев и даже дней — на усмотрение терапевта.

Проводятся вертикальные линии, и над ними надписывают­ся события жизненного цикла семьи. Например: «Первое зна­комство с Нной», «Поженились», «Первая ссора» и проч. Эта методика позволяет организовывать трудно сопоставимую ин­формацию о семейной истории в более удобной графической форме.

Особенно важной эта методика становится при размышлении терапевта о том, почему семья пришла за помощью именно сей­час, а не годом раньше или позже. Что изменилось в семье? Что стало другим во внешних связях семьи? Что заставило семью ис­кать помощь в это — особое — время? И т. п.

События семейной истории могут вводить как сами члены семьи, так и психолог.

Кроме простого варианта «Линию времени» можно использо­вать, объединяя ее со способами изображения семейной структу­ры и взаимоотношений в семье, т.е. с элементами генограммы. Это позволяет отразить ход изменений важнейших параметров семейной системы во времени.

Так, на рис. 17 (пример взят из книги А.В.Черникова [Черни­ков А. В., 1998]), схематически в виде сочетания «Линии жизни






В школу

Свадьба Рождение Рождение Мужа понижают Мальчик
дочери сына в должности отказывается

 

ходить в школу

11 Годы

Близкие взаимоотношения Очень близкие взаимоотношения

. Дистантные взаимоотношения

wwwwwv _ Конфликтные

взаимоотношения

Рис. 17. Совместное использование «Линии жизни семьи» и генограммы

семьи» и элементов генограммы изображен консультативный слу­чай отказа мальчика семи лет от посещения школы.

Момент вступления в брак был выбран за нулевую точку. Двой­ная линия между супругами показывает близкие взаимоотноше­ния. На втором и четвертом году брака рождаются дети. Тройная линия между матерью и новорожденными отражает нормальные для этого возраста ребенка очень близкие взаимоотношения с матерью, и до десятого года брака семья представляет собой хо­рошо функционирующую систему.

В начале этого года муж терпит крупную профессиональную неудачу, уходит в депрессию, замыкается в себе, все больше от­даляясь от детей, особенно от младшего сына. Начинаются серьез­ные конфликты между супругами.

Отношения матери и сына становятся снова чрезмерно близ­кими, «запутанными», что уже является проблемой для детей этого возраста.

Вскоре мальчику подходит время идти в школу, но он отвечает отказом, так как это должно повлечь за собой увеличение дистан­ции с матерью, что, возможно, интуитивно расценивается в этот трудный для семьи период как опасность для них обоих.

Его отказ от посещения школы явно адресован его родителям, и прежде всего отцу, который должен отложить в сторону свои собственные переживания и помочь матери и сыну. Это и приво­дит семью к психологу.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: