Фигурные техники

Техника фигурной скульптуры (figure placement techniques — FPT) относится к эвокативным тестовым методикам. Она вклю­чает в себя, как правило, фигурки величиной не больше ладони, i которым испытуемый символически приписывает роли важных персон своей социальной системы и расставляет их на ограничен­ной поверхности. Техника соответствует требованиям, предъявля­емым к процедурам исследования социальных процессов и сис­тем. Содержательная валидность фигурной расстановки следует непосредственно из инструкции. Методика, охватывая субъектив­ные представления испытуемого, допускает также прямое наблю­дение интеракций в процессе расстановки. Как окончательный порядок расставленных фигур, так и сам процесс расстановки легко поддаются анализу. При этом испытуемые не ощущают, что их тестируют «непрозрачным» способом.

Методика применима для всех возрастов и социальных групп. Ее материал достаточно прост в использовании. Важно, что такие тех­ники не предусматривают априори определенных концептуальных установок, следовательно, могут быть использованы как интерак­тивные, структурные и проективные. Эти техники отвечают и «пси­хометрическим» критериям, предъявляемым к тестовым методи­кам. Кроме того, практика показала, что эта методика успешно применяется в терапии, консультировании и супервизии.

К наиболее широко распространенным фигурным тестам, на­ряду с «Семейной доской», принадлежит сцено-тест [Staabs, 1964]

I


и основанный на его базе тест семейной скульптуры [Вилле, 1982]. Позднее их дополнили системный семейный тест FAST [Геринг, 1989] и семейный скульптурный тест [Хель и Пристер, 1998]. А не­стандартные средства репрезентации (стеклянные шарики, мо­нетки, кубики, шахматные фигурки и даже пуговицы) всегда вво­дились терапевтами в свою работу.

3. Психометрические техники фигурной расстановки.

Техника семейной скульптуры Квэбэка. Известно, что первая стан­дартизованная версия фигурной методики была предложена в 1973 г. норвежским семейным терапевтом Д. Квэбэком. Методика назва­на в честь автора и широкое признание получила лишь в 1981 г. Предназначенная изначально для терапевтической практики с семьями, эта техника была создана для определения степени эмо­циональной близости и дистанции в семьях. Позже Кромвель в своем руководстве по применению этой методики предложил из­мерять следующие параметры: расстояние между фигурами, пред­ставляющими членов семьи, возможные различия между пред­ставлениями участников расстановки, различие во влиянии от­дельных членов семьи на расстановку и объем желаемых измене­ний. Таким образом, была создана основа для эмпирических ис­следований.

Системный семейный тест FAST. Возникновением FAST мы обязаны Герингу. Он создавался на основании структурной моде­ли семьи. При помощи трехмерной расстановки на доске, разде­ленной на квадраты, тест позволяет измерить степень близости и иерархии взаимно независимым и очевидным способом. Чтобы избежать неоднозначности при расстановке и оценивании, испы­туемым дается инструкция, в которой поясняется значение раз­личных параметров предлагаемого инструментария и то, как мо­гут быть представлены интересующие аспекты. Эта построенная на принципах структурной семейной теории методика придает до сих пор существовавшим эмпирическим данным внушительную конструктную валидность.

Семейный скульптурный тест. Этот тест был предложен Хелем и его коллегами одновременно с FAST. Он измеряет три парамет­ра отношений: влияние (власть), интенсивность отношений и их качество (эмоциональная привязанность). Эти параметры отно­шений представлены в тесте при помощи размера фигур, дистан­ции между ними и направления взгляда. Испытуемый получает довольно подробную инструкцию по использованию фигур и пред­ставлению характеристик отношений. Апробация теста, в частно­сти на группах эмигрантов и одиноких женщин, доказала высо­кую действенность теста.

4. Метод скульптур.

Под методом скульптур понимается процесс расстановки, в ходе которого реальные участники, например члены семьи или


замещающие их лица, изображают рассматриваемую социальную систему в некотором пространстве. Первыми формами таких рас­становок были ролевое проигрывание и инсценировка в психодраме.

Среди семейных терапевтов к этим методам тяготели последо­ватели традиций гештальттеории и гуманистической психологии. К ним прежде всего относится ориентированная на развитие се­мейная терапия В. Сатир. Отчасти к ним можно отнести структур­ные техники С. Минухина. Как и во всех социометрических техни­ках (в первую очередь в социограммах), в расстановках участвуют «реальные» действующие лица в качестве протагонистов. Участ­никами расстановок могут стать как сами члены системы, так и замещающие их представители (как, например, в методике Б. Хел-лингера). Среди преимуществ этих техник стоит отметить тот факт, что участвующие в расстановке лица переживают ситуацию не­посредственно. «Реальные» расстановки предоставляют в то же время мало возможностей для эмоционального дистанцирования. Таким образом, указанное преимущество легко может стать недо­статком с непредвиденными последствиями: человек действует под впечатлением от силы притяжения ритуального группового дей­ствия, в котором были публично использованы его потребности с целью привнести «оздоровление».

Эти причины привели к тому, что в последние десятилетия возникло множество различных техник, которые, с одной сторо­ны, служат цели наглядного представления социальных структур, с другой стороны, обеспечивают необходимую степень свободы эмоционального дистанцирования. К ним относятся прежде всего рисуночные тесты («Семья животных», «Заколдованная семья», «Ссорящаяся семья животных»), генограмма, техники с исполь­зованием замещающих фигур.

Arnold различает несколько форм представления при помощи замещающих фигур в зависимости от того, находятся ли проек­тивные, интерактивные или структурные аспекты в центре вни­мания.

«Семейная доска» в сравнении с другими методиками

При всей внешней схожести по отношению к вышеназванно­му инструментарию «Семейная доска» отличается от него кон­цептуально и методически. С проективно-направленным сцено-тестом и построенным на нем методом семейных скульптур «Се­мейную доску» объединяет прежде всего то, что все три метода используют символические фигуры в качестве материала. Сцено-тест предлагает разнообразные, подобранные в соответствии с пси­хоаналитическими концептами фигуры. «Семейная доска», напро­тив, имеет довольно экономичный внешний вид, что оставляет




Е§ Лидере



больше пространства для развертывания собственных образов и проекций испытуемого. Интерпретация расстановок сцено-теста ориентирована на нормативные, лежащие в его основе концеп­ты, что порождает определенные ожидания. Интерпретация же «Семейной доски» заранее не предписана, в каждом случае она зависит от цели обследования. Сцено-тест интересуется персоной и так называемыми интроектами, а «Семейная доска», напротив, отношениями между элементами, в конечном итоге — образом взаимной привязанности между участниками одной социальной системы.

Итак, мы видим, FAST и FPT были первой попыткой создать объективно измеряющую методику для диагностики семьи на ос­новании нормативных концептов. В противоположность этим «пси­хометрически» направленным методикам «Семейная доска» пред­лагает способ исследования с минимальными прагматическими и содержательными ограничениями.

Концепция методики. Развитие «Семейной доски», по мнению Людевига (1992), происходило одновременно с возник­новением системной терапии. Это направление покоится на пози­циях конструктивизма и системного подхода. Под «системным» здесь понимается научная точка зрения или способ мышления, которые позволяют рассматривать человека во всей его недели­мой биологической и социальной целостности. Человек, согласно этой теории, проявляется как таковой только во взаимосвязи с социальной системой.

Переход на подобную точку зрения порождает многочислен­ные метаморфозы: вы переходите от рассмотрения индивида к рассмотрению системы, от объяснения причин к объяснению со­ответствия, от абсолютных утверждений к относительным исти­нам, от заповедей объективности к критериям полезности, эсте­тичности и этичности. Существенным для такой точки зрения яв­ляется значение (цель) «наблюдателя», поскольку все реальные высказывания объясняются в контексте социальных взаимодей­ствий, определяемых наблюдателем. Мир наблюдателя состоит из описаний, которые в процессе взаимодействия с другими наблю­дателями возникают и согласуются. Критерий истинности соот­ветственно находится не в «событиях» или «вещах», а в значи­тельной степени в близости, являющейся результатом коммуни­кации. Наблюдатель создает не объективную, а коммуникативную действительность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: