Техника фигурной скульптуры (figure placement techniques — FPT) относится к эвокативным тестовым методикам. Она включает в себя, как правило, фигурки величиной не больше ладони, i которым испытуемый символически приписывает роли важных персон своей социальной системы и расставляет их на ограниченной поверхности. Техника соответствует требованиям, предъявляемым к процедурам исследования социальных процессов и систем. Содержательная валидность фигурной расстановки следует непосредственно из инструкции. Методика, охватывая субъективные представления испытуемого, допускает также прямое наблюдение интеракций в процессе расстановки. Как окончательный порядок расставленных фигур, так и сам процесс расстановки легко поддаются анализу. При этом испытуемые не ощущают, что их тестируют «непрозрачным» способом.
Методика применима для всех возрастов и социальных групп. Ее материал достаточно прост в использовании. Важно, что такие техники не предусматривают априори определенных концептуальных установок, следовательно, могут быть использованы как интерактивные, структурные и проективные. Эти техники отвечают и «психометрическим» критериям, предъявляемым к тестовым методикам. Кроме того, практика показала, что эта методика успешно применяется в терапии, консультировании и супервизии.
|
|
К наиболее широко распространенным фигурным тестам, наряду с «Семейной доской», принадлежит сцено-тест [Staabs, 1964]
I
и основанный на его базе тест семейной скульптуры [Вилле, 1982]. Позднее их дополнили системный семейный тест FAST [Геринг, 1989] и семейный скульптурный тест [Хель и Пристер, 1998]. А нестандартные средства репрезентации (стеклянные шарики, монетки, кубики, шахматные фигурки и даже пуговицы) всегда вводились терапевтами в свою работу.
3. Психометрические техники фигурной расстановки.
Техника семейной скульптуры Квэбэка. Известно, что первая стандартизованная версия фигурной методики была предложена в 1973 г. норвежским семейным терапевтом Д. Квэбэком. Методика названа в честь автора и широкое признание получила лишь в 1981 г. Предназначенная изначально для терапевтической практики с семьями, эта техника была создана для определения степени эмоциональной близости и дистанции в семьях. Позже Кромвель в своем руководстве по применению этой методики предложил измерять следующие параметры: расстояние между фигурами, представляющими членов семьи, возможные различия между представлениями участников расстановки, различие во влиянии отдельных членов семьи на расстановку и объем желаемых изменений. Таким образом, была создана основа для эмпирических исследований.
|
|
Системный семейный тест FAST. Возникновением FAST мы обязаны Герингу. Он создавался на основании структурной модели семьи. При помощи трехмерной расстановки на доске, разделенной на квадраты, тест позволяет измерить степень близости и иерархии взаимно независимым и очевидным способом. Чтобы избежать неоднозначности при расстановке и оценивании, испытуемым дается инструкция, в которой поясняется значение различных параметров предлагаемого инструментария и то, как могут быть представлены интересующие аспекты. Эта построенная на принципах структурной семейной теории методика придает до сих пор существовавшим эмпирическим данным внушительную конструктную валидность.
Семейный скульптурный тест. Этот тест был предложен Хелем и его коллегами одновременно с FAST. Он измеряет три параметра отношений: влияние (власть), интенсивность отношений и их качество (эмоциональная привязанность). Эти параметры отношений представлены в тесте при помощи размера фигур, дистанции между ними и направления взгляда. Испытуемый получает довольно подробную инструкцию по использованию фигур и представлению характеристик отношений. Апробация теста, в частности на группах эмигрантов и одиноких женщин, доказала высокую действенность теста.
4. Метод скульптур.
Под методом скульптур понимается процесс расстановки, в ходе которого реальные участники, например члены семьи или
замещающие их лица, изображают рассматриваемую социальную систему в некотором пространстве. Первыми формами таких расстановок были ролевое проигрывание и инсценировка в психодраме.
Среди семейных терапевтов к этим методам тяготели последователи традиций гештальттеории и гуманистической психологии. К ним прежде всего относится ориентированная на развитие семейная терапия В. Сатир. Отчасти к ним можно отнести структурные техники С. Минухина. Как и во всех социометрических техниках (в первую очередь в социограммах), в расстановках участвуют «реальные» действующие лица в качестве протагонистов. Участниками расстановок могут стать как сами члены системы, так и замещающие их представители (как, например, в методике Б. Хел-лингера). Среди преимуществ этих техник стоит отметить тот факт, что участвующие в расстановке лица переживают ситуацию непосредственно. «Реальные» расстановки предоставляют в то же время мало возможностей для эмоционального дистанцирования. Таким образом, указанное преимущество легко может стать недостатком с непредвиденными последствиями: человек действует под впечатлением от силы притяжения ритуального группового действия, в котором были публично использованы его потребности с целью привнести «оздоровление».
Эти причины привели к тому, что в последние десятилетия возникло множество различных техник, которые, с одной стороны, служат цели наглядного представления социальных структур, с другой стороны, обеспечивают необходимую степень свободы эмоционального дистанцирования. К ним относятся прежде всего рисуночные тесты («Семья животных», «Заколдованная семья», «Ссорящаяся семья животных»), генограмма, техники с использованием замещающих фигур.
Arnold различает несколько форм представления при помощи замещающих фигур в зависимости от того, находятся ли проективные, интерактивные или структурные аспекты в центре внимания.
«Семейная доска» в сравнении с другими методиками
При всей внешней схожести по отношению к вышеназванному инструментарию «Семейная доска» отличается от него концептуально и методически. С проективно-направленным сцено-тестом и построенным на нем методом семейных скульптур «Семейную доску» объединяет прежде всего то, что все три метода используют символические фигуры в качестве материала. Сцено-тест предлагает разнообразные, подобранные в соответствии с психоаналитическими концептами фигуры. «Семейная доска», напротив, имеет довольно экономичный внешний вид, что оставляет
|
|
Е§ Лидере
больше пространства для развертывания собственных образов и проекций испытуемого. Интерпретация расстановок сцено-теста ориентирована на нормативные, лежащие в его основе концепты, что порождает определенные ожидания. Интерпретация же «Семейной доски» заранее не предписана, в каждом случае она зависит от цели обследования. Сцено-тест интересуется персоной и так называемыми интроектами, а «Семейная доска», напротив, отношениями между элементами, в конечном итоге — образом взаимной привязанности между участниками одной социальной системы.
Итак, мы видим, FAST и FPT были первой попыткой создать объективно измеряющую методику для диагностики семьи на основании нормативных концептов. В противоположность этим «психометрически» направленным методикам «Семейная доска» предлагает способ исследования с минимальными прагматическими и содержательными ограничениями.
Концепция методики. Развитие «Семейной доски», по мнению Людевига (1992), происходило одновременно с возникновением системной терапии. Это направление покоится на позициях конструктивизма и системного подхода. Под «системным» здесь понимается научная точка зрения или способ мышления, которые позволяют рассматривать человека во всей его неделимой биологической и социальной целостности. Человек, согласно этой теории, проявляется как таковой только во взаимосвязи с социальной системой.
Переход на подобную точку зрения порождает многочисленные метаморфозы: вы переходите от рассмотрения индивида к рассмотрению системы, от объяснения причин к объяснению соответствия, от абсолютных утверждений к относительным истинам, от заповедей объективности к критериям полезности, эстетичности и этичности. Существенным для такой точки зрения является значение (цель) «наблюдателя», поскольку все реальные высказывания объясняются в контексте социальных взаимодействий, определяемых наблюдателем. Мир наблюдателя состоит из описаний, которые в процессе взаимодействия с другими наблюдателями возникают и согласуются. Критерий истинности соответственно находится не в «событиях» или «вещах», а в значительной степени в близости, являющейся результатом коммуникации. Наблюдатель создает не объективную, а коммуникативную действительность.
|
|