Вариативность позиций в соотношении социального статуса и уровня родительской мотивации

Анализ социально-психологической характеристики семей и уровней роди­тельской мотивации выявил разные варианты соотношения социального статуса и родительской мотивации.

Среди семи социально и психологически благополучных семей одна семья ха­рактеризовалась высоким уровнем родительской мотивации: родители адекватно воспринимали состояние ребенка, проявляли инициативу в плане сотрудниче­ства с дошкольным учреждением, прислушивались к советам и рекомендациям и применяли их в общении с детьми.

К среднему уровню родительской мотивации были отнесены шесть семей. Высокий образовательный уровень родителей, материальная обеспеченность, хорошие жилищные условия, здоровый психологический климат в семье сочета­ются здесь с пассивной позицией родителей в отношении сотрудничества с до­школьным учреждением. Недостаточная мотивация обосновывается отсутстви­ем свободного времени.

Неоднородной в оценке мотивации оказалась группа семей с удовлетворитель­ным социальным статусом. Из 14 таких семей 3 (21%) показали высокий уровень

родительской мотивации, шесть семей (43%) — средний и пять семей (36%) — низкий, который характеризовался адекватной оценкой родителей состояния сво­его ребенка при отрицании необходимости и возможности сотрудничества с до­школьным учреждением вследствие устоявшейся позиции в отношении средств воспитательного воздействия на ребенка, которую они считают единственно вер­ной. Наличие таких качественных показателей соответствует второму типу низ­кой мотивации, согласно выделенным нами уровням.

Все четыре социально неблагополучные семьи были отнесены к группе семей с низким уровнем родительской мотивации. Качественные отличия позволили отнести эту группу к одному типу низкой мотивации, когда отсутствовала адек­ватная оценка родителями состояния своего ребенка, пассивная внутренняя по­зиция родителей в сотрудничестве с дошкольным учреждением проявлялась в непонимании необходимости коррекционной работы, критические замечания и предложения не принимались.

Итак, анализ социальной характеристики семей и уровня готовности родите­лей к полноценному сотрудничеству с дошкольным коррекционно-образователь-ным учреждением выявил вариативность позиций в соотношении социального статуса и родительской мотивации. Отмечается отсутствие закономерной взаи­мосвязи между социальным статусом и уровнем готовности родителей к сотруд­ничеству в семьях с оптимальной и удовлетворительной характеристикой, а так­же закономерная связь между неудовлетворительным социальным статусом се­мьи и низким уровнем мотивации.

Наиболее продуктивное взаимодействие в процессе коррекционной работы отмечено в семьях с удовлетворительной оценкойсоциального статуса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: