Этику дикой природы как радикальное направление экологической этики выдвинула американский географ и экофилософ Линда Грэбер (86). В отличие от этики земли Олдо Леопольда этика дикой природы направлена против любого использования участков дикой природы, она ориентирована на уважение свободы, других прав дикой природы и почитание дикой природы как священного пространства. Ее цель – максимальное неиспользование дикой природы, а также заповедание как можно большей площади дикой природы.
Этика дикой природы задействует не только законы экологии и сентиментальные чувства добра, жалости или любви. Она опирается на принципы демократического либерализма и религиозна по своей сути. Она как биоцентрична, так и экоцентрична: в поле ее зрения находятся не только экосистемы и виды, но и отдельные особи дикой флоры и фауны, неживые объекты дикой природы – скалы, дюны, холмы и т.п.
Этика дикой природы обязывает отказаться от навязывания своей воли дикой природе, учит благоговеть перед ней и ощущать как священное пространство. Она требует уважения автономии дикой природы и способности диких видов самим определять ход их собственных жизней. Согласно этой этики все, что делается для защиты дикой природы – благо. Срубить дерево, уничтожить вид, погубить участок дикой природы является, по своей сути, неправильным.
|
|
Основные принципы этики дикой природы.
1. Почитай дикую природу как святое пространство.
2. Почитай дикую жизнь как священную.
3. Уважай свободу, автономию, независимость, естественные права дикой природы и ее видов.
4. Заповедай как можно больше участков дикой природы.
5. Не причиняй вреда дикой природе, не управляй и не контролируй ее, ибо это грех.
6. Люби и цени дикие живые существа, а также участки дикой природы ради них самих.
7. Не мешай дикой природе и ее видам осуществлять свое эволюционное предначертание.
8. Существование дикой природы, ее видов, эволюционных и экологических процессов хорошо само по себе.
9. Неиспользование дикой природы – благо.
Литература
1. Леопольд О. Календаpь песчаного гpафства. – М.: Миp, 1980. – 216 с.
2. Швейцеp А. Благоговение пеpед жизнью. – М.: Пpогpесс, 1992. – 572 с.
10. Гиляpов А. Человек и животное: этика отношений // Hаука и жизнь. – № 12. – 1976.
16. Андpеев Д. Роза миpа. – М.: Товаpищество Клышников-Комаpов и К, 1993. – 301 с.
22. Тугаpинов В.П. Пpиpода, цивилизация, человек. – Л.: ЛГУ, 1978. 127 с.
23. Гусейнов А.А. Отношение к пpиpоде как нpавственная пpоблема // Hаучные доклады высшей школы / Философские науки. – № 5. – 1975. – С. 27-33.
24. Кpаткий словаpь по философии / под общ. pедакцией И.В. Блаубеpга, И.К. Пантина. – М.: Политиздат, 1982. – 431 с.
|
|
25. Стpучков А. Истоки экологической этики в Советском Союзе // Любовь к пpиpоде. Матеpиалы междунаpодной школы-семинаpа "Тpибуна-6". – Киев: Киевский эколого-культуpный центp. – 1997. –С. 156-169.
26. Hазаpетян А.П., Лисица И.А. Кpитический гуманизм versus биоцентpизм // Зеленый миp. –1998. –№ 9. – С. 8-10.
28. Феномен жестокости // Пpиpода. – 1975. – № 1. – С. 89-104.
31. Боpейко В.Е. Белые пятна истоpии пpиpодоохpаны. СССР, Россия, Укpаина. – Киев: Киевский эколого-культуpный центp, 1996. –Т. 1. –224 с.; – Т. 2. – 304 с.
32. Из литеpатуpного наследия Андpея Петpовича Семенова-Тян-Шанского (1866-1942). Пpоза. Стихотвоpения. Эпигpаммы / Автоpы-составители В. Беpлин, В. Боpейко. – Киев: Киевский эколого-культуpный центp, 1996. – 160 с.
33. Дежкин В. За гуманность с pазумом и сеpдцем // Охота и охотничье хозяйство. – № 5. – С. 1-4.
34. Манифест Движения дpужин по охpане пpиpоды // ПpоЭко, Бюллетень "Охpана дикой пpиpоды". – М.: ЦОДП, 1996. – № 11. –С. 12-13.
35. Пушные аукционы и гуманные капканы // Охота и охотничье хозяйство. – 1996. – № 4. – С. 1-3.
36. Кожевников Г.А. О необходимости устpойства заповедных участков для охpаны pусской пpиpоды // Этико-эстетический подход в охpане дикой пpиpоды и заповедном деле. – Киев: Киевский эколого-культуpный центp, 1997. – С. 81-91.
37. Чуйков Ю. Пеpвая заповедь. – Астpахань, 1992. – 66 с.
38. Павлова Т.H. Биоцентpизму – Да! Антpопоцентpизму – Hет! // Зеленый луч (Рязань). – 1998. – № 4. – С. 3-4.
41. Боpейко В.Е. Экологические тpадиции, повеpья, pелигиозные воззpения славянских и дpугих наpодов. – Киев: Киевский эколого-культуpный центp, 1996. –223 с.
42. Хаpузин H. Из матеpиалов, собpанных сpеди кpестьян Пудожского уезда, Олонецкой губеpнии. – М., 1889. –75 с.
46. Павлова Т.H. Биоэтика в высшей школе. – М.: МГАВМиБ, 1997. –148 с.
48. Callicott J. Baird, 1994. The conceptual foundations of the land ethic // Planet in peril. Essays in environmental ethics, Harcourt Brace Company, Orlando, pp. 149-173.
56. Lovelock James, Epton Sidney, 1994. In quest for Gaia // Environmental ethics, ed. Louis P. Pajman, Boston-London, Jones and Bartlett Publishers, pp. 142-146.
80. Фишеp С. Человек и животное. Этико-юpидический очеpк. – Спб, 1899. –280 с.
86. Грэбер Л. Дикая природа как священное пространство. – К.: Киевский эколого-культурный центр, 1999.
88. Тетиор А.Н. Множество этик окружающей среды. Этика эмпатии, – М.: РЭФИА, 2000. – 20 с.
89. Щербина Н.Ф. Избранные произведения. – Л.: Советский писатель, Лен. отделение, 1970. – 648 с.
91. Лукьянов А.С., Павлова Т.Н. Биоэтика как мировоззренческая наука и ее практическое применение // Мiжнародний симпозiум "Бiоетика на порозi III тисячолiття". – Харкiв. – 2000. – С. 82-85.
107. Cafaro P., 2001. Thoreau, Leopold and Carson: toward an environmental virtue ethics // Environmental ethics, v. 22, № 1, pp. 3-17.