Отношения с дикой природой

«Дикая природа – это сырье, из которого человек выковал изделие, именуемое цивилизацией» (с. 222). «Выбранные для её сохранения участки неизбежно должны заметно разниться в размерах и степени дикости» (с. 223). Но иногда маленьких и разрозненных кусочков не достаточно, чтобы сохранить определённые виды.

Зачем нам дикая природа?

1. «Участки дикой природы – это и возможность сохранить искусство путешествий в его первозданном виде, особенно с помощью каноэ или вьючных лошадей» (с. 228).

2. Дикая природа нужна науке. Попытки сохранить здоровье земли редко оборачивались успехом. В общем-то проблема в том, что мы все болезни земли лечим локально. Но, чтобы понимать механизмы здоровой земли, надо иметь хоть какие-то нетронутые участки для её изучения.

3. Дикая природа нужна для диких животных. Так, национальные парки совершенно бессильны сохранить крупных хищников. А отсюда возникает ещё ряд проблем.

На самом деле, «любая программа охраны или восстановления дикой природы – это арьергардный бой в попытке свести потери при отступлении до минимума» (с. 234).

Главное – эстетика. Современного человека тянет к природе. И за возможность охотиться или даже просто видеть дикую природу человек способен заплатить огромные деньги. Почему? «А потому, что дикие создания, на которых он охотится, ускользнули от него, и он надеется с помощью некромантии законов, субсидий, региональных планов, реорганизации департаментов или иных форм массовых благих пожеланий заставить их вернуться» (с. 236).

И так, почему мы ищем соприкосновения с природой? Потому что оно доставляет нам удовольствие. Существует несколько ступеней развития этого удовольствия, как в филогенезе, так в онтогенезе, так и в социогенезе:

1. Идея трофея. Природа ценна, потому что позволяет осуществлять поиск и обретение трофеев. «С ростом массовости метоы сохранения дикой природы начинают всё больше опираться именно на искусственность и ценность трофеев снижается» (с. 239).

2. Добыча косвенных трофеев, ведь трофеи могут быть разными: от чучел, до фотографий.

3. Ощущение уединённости среди природы.

4. «Восприятие естественных процессов, благодаря которым земля и всё живое на ней обрели свои особые формы (эволюция), а также поддерживают своё существование (экология)» (с. 242). «Главное свойство восприятия заключается в том, что оно не сопряжено ни с потреблением, ни со снижением ценности каких бы то ни было ресурсов» (т ж). «Развитие восприятия – вот единственная истинно творческая сторона обеспечения отдыха на природе» (с. 243).

5. Ощущение деятельного соприкосновения с землёй.

«Примитивные формы активного отдыха на природе пожирают собственную базу, тогда как высшие формы хотя бы в некоторой степени обеспечиваются удовлетворение почти или вовсе без вреда для земли и жизни» (с. 246).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: