Этические нормы мусульманского поста

Пост الصوم)) является одним из важных столпов ислама и вратами к поклонению Аллаху, как и гласит хадис Пророка صل الله عليه وسلَّم.Пост – источник здоровья и духовной чистоты. После закята важнейшим предписанием ислама является соблюдение поста в месяце рамадан. Обязательность поста установлена Кораном и Сунной. В Коране сказано:

﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُون﴾سورة البقرة: الاية -. 183

Смысл: «О врующие! Предписан вам пост так же, как он предписан тем, кто был до вас, – может быть, вы будете богобоязненны!»

В хадисе от ‘Умара бну Хаттаба говорится: «Ислам держится на пяти вещах: произнесение шахады; совершение пятикратного намаза с соблюдением всех требований; выделение закята; соблюдение поста в месяце рамадан; совершение хаджа тому, у кого есть возможность». Все эти предписания обязательны.

Пост, согласно Шариату – это воздержание в течение светового дня, то есть от рассвета до за­ката солнца, от всего того, что нарушает его, имея специальное намерение для поста.

Обязательный пост в месяц рамадан на умму (об­щину) пророка Мухаммада صل الله عليه وسلَّم стал обязательным во втором году хиджры.

Пост был предписан всем предыдущим пророкам в разные месяцы и разное количество. Сказано, что всем общинам был предписан пост в месяц рамадан, но они ушли с правильного пути. Условия соблюдения поста тоже были разные у разных пророков. Соблюдение поста помогает оберегать человека от грехов, приучает к терпению в поклонении Аллаху, способствует противостоянию страстям и похоти, приносит пользу для здоровья, а также содействует развитию у человека чувства жалости и сострадания по отношению к бедным и голодным. Одному лишь Аллаху известна величина вознаграждения, которое получает постящийся человек.

В хадисе посланника Аллаха صل الله عليه وسلَّم говорится, что у Рая есть особые врата, которые называются «Ар-Раян», через которые в Рай войдут только соблюдающие пост. И они непременно увидят Всевышнего Аллаха в награду за соблюдение поста.

Если человек пропустит один обязательный пост без уважительной причины, он не в состоянии получить воздаяние и пользу, которую он упустил, даже если будет поститься в течение всей жизни, ибо месяц рамадан по сравнению с другими месяцами имеет особое значение и ценность. Это подтверждется и современной наукой.

Помимо обязательного поста в месяце Рамадан, существуют и желательные для соблюдения поста месяцы и дни, за которые предусмотрено особое вознаграждение от Всевышнего Аллаха. Также у поста есть желательные действия и адабы, и если усердно соблюдать их, то за это Всевышний щедро одарит мусульман.

Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم отмечает, что пост – это половина терпения, а терпение – это половина веры. Всевышний Аллах говорит, что «любое доброе дело вознаграждается семисоткратно, кроме поста, который принадлежит Ему и за который Он Сам вознаграждает (т.е. особым воздаянием)». Для Аллаха * пост особенно дорог, ибо о посте никто не знает. Всевышний поведал нам устами Пророка *, что запах, исходящий из уст постящегося, приятней для Аллаха, чем аромат мускуса.

Посланник Аллаха*, сказал:

للصائم فرحتان فرحة عند فطره وفرحة عند لقاء ربِّهِ.

«У постящегося – две радости: одна – когда он разговляется, другая – когда предстаёт пред своим Господом».

Первая радость – когда муэдзин призывает на ежедневную вечернюю молитву: постящийся обнаруживает, что все, что запрещалось ему в светлое время дня поста с наступлением времени вечерний молитвы разрешается. По своей природе душа человека не равнодушна к еде, питью, страстям. И как велика радость, когда постящийся чувствует, что Аллах помогал ему, укреплял его в течение дня в рамадан, и он устоял ради Аллаха перед соблазном поесть, попить, предаться страстям!.. Далее, с призывом на вечернюю молитву ему разрешают то, что запрещалось. Только по велению Аллаха постящийся воздерживается от еды и только по Его велению приступает к ней.

Что же касается второй радости, то это – самая великая радость. Это радость постящегося, когда он предстаёт перед своим Господом в Судный день и видит воздаяние, большую награду, за пост.

Аллах гордится постящимся и говорит ангелам: «Таков раб Мой, ангелы, ради Меня он не ест и не пьёт, и оставил забавы».

Для благости поста есть две причины. Первая причина заключена в том, что суть поста – это воздержание. Вторая – в том, что пост сам по себе – это тайное поклонение, ибо нет в нём действий, которые можно увидеть явно. Все обряды совершаются прилюдно, кроме поста, а его соблюдают на виду у одного лишь Аллаха, так как пост – внутреннее действие, совершаемое усилием нашей воли.

Результатом поста является победа над врагом человека – шайтаном, орудие которого – плотские страсти, исходящие от еды и питья. В хадисе говорится, что шайтан подбирается к сыну Адама через кровеносные сосуды, и когда спросили, как же защититься от него, Пророк * ответил, что следует сузить эти пути голодом. Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم также говорил, чтобы стучались во врата Рая, и когда его спросили: «Чем?», он ответил: «Голодом».

Пост является вратами поклонения Аллаху и спасением. Соблюдая пост, человек облагораживает свой нрав, ибо от постящегося требуется притуплять взор, отводить глаза от всего запретного и от всего того, что отвлекает сердце от поминания Аллаха. В хадисе сказано, что тот, кто не будет смотреть на запретное, а опустит свои глаза в страхе перед Аллахом, ощутит в своём сердце сладость веры, ибо взгляд – это одна из отравленных стрел сатаны.

Важным адабом соблюдающему пост является воздержание от пустословия, лжи, сплетен, а также старание соблюдать молчание, поминая Всевышнего Аллаха. Также ему нужно оберегать слух от бранных слов, ибо от скверного языка происходит осквернение слуха. Человека, который слушает брань, Аллах приравнял к тому, кто ведёт подобные речи. В хадисе говорится, что и злословящий, и слушающий – оба соучастники в этом грехе.

Нужно во время соблюдения поста оберегать ноги, руки то есть все части тела от запретного и сомнительного.

Человек не должен злоупотреблять дозволенной пищей, набивая свой живот во время разговения. Как известно, пост – это гибель для шайтана, и обуздание человеческих страстей. Пост не принесёт полной пользы, если при наступлении темноты с избытком вкушать различные яства, от которых удержался днём! А ведь известно, что пост требует умеренности и обуздания страстей, дабы укрепить душу благочестием. Если же терпеть голод от рассвета до заката, разжигая желание, а затем наброситься на изысканные яства и насытиться, то только увеличится плоть, и возрастут вожделения. Смысл поста заключён в усмирении и укрощении сил, коими пользуется сатана, устремляя человека к злу. А усмирения этих сил не добиться, кроме как умеренностью, употребляя еды меньше, чем в обычные дни.

Нужно, чтобы сердце при разговении находилось в трепете между страхом и надеждой, ибо мы не знаем, принят ли наш пост Всевышним или нет. Если принят пост, тогда мы окажемся в числе приблизившихся к Аллаху, а если нет – то в числе отвергнутых. И так надлежит чувствовать себя после каждого положенного действа. Следовательно, человек, который постится, должен уделять особое внимание обереганию своих частей тела от грехов. В противном случае, мы не получим за пост вознаграждения, хотя обязанность по посту считается выполненной.

Необходимо, чтобы человек понимал смысл поста, назначение которого в том, чтобы очистить сердце и устремить его к Аллаху. Поняв же смысл поста, человек открывает для себя способ получения духовного очищения.

Каждый достигший совершеннолетия, обязан соблюдать пост месяца Рамадан, если ему позволит здоровье. Ребёнку, который не достиг совершеннолетия, пост не обязателен, но желателен. Поэтому важно приучать ребёнка к посту, если это не принесёт вреда его здоровью. Женщинам во время менструации и послеродового очищения нельзя соблюдать пост, а после завершения этого периода необходимо посты возместить.

Виды поста. Существуют виды поста, такие как обязательный (фарз), желательный (сунна) и запрещённый (харам) посты. Обязательный пост (фарз) это соблюдение поста в месяц рамадан; возмещение пропущен­ных постов рамадана; соблюдение поста, которое человек взял на себя как обязательство перед Аллахом; посты искупления (каффарат).

В хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Кто бы ни постился на пути Аллаха один день, лик того Аллах отдаляет от Ада на расстояние семидесятилетнего пути».

Соблюдение поста по понедельникам и четвергам является сунной (желательным), кроме случаев, когда на эти дни приходятся праздники и дни ташрика, когда соблюдение поста запрещено. Посланник Аллаха всегда старался соблюдать пост в эти дни. Он говорил: «Эти два дня ]недели[ являются днями, когда обозревают наши добрые деяния, и я хочу, чтобы на мои деяния смотрели, когда я соблюдаю пост» (ат-Тирмизи). Пророк * ещё говорил: «Два дня – по понедельникам и четвергам мусульман прощают и для них открываются врата Рая, кроме тех, кто враждует. Им же грехи не прощаются, пока они не помирятся».

Желательно еще соблюдать пост 13, 14 и 15 числа каждого месяца, ибо в эти дни луна наиболее полна и ночи светлые.

В достоверном хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Соблюдение поста в течение трёх дней каждого месяца равнозначно соблюдению поста всю жизнь». Поскольку вознаграждение за каж­дое доброе деяние увеличивается десятикратно, соблюдение поста в течение трех дней равноценно соблюде­нию поста в течение тридцати дней, поэтому и сказа­но в хадисе, что соблюдающий по три поста в каждом месяце подобен соблюдающему пост всю жизнь.

В 28, 29 и 30-е, числа каждого месяца также следует стараться соблюдать пост, поскольку это является сунной, ибо луна в эти дни мала и ночи темные.

Ещё сунной является соблюдение поста в почитаемые месяцы. Почитаемые месяцы – это месяцы, в течение ко­торых запрещены войны, и о высокочтимости кото­рых говорится в Коране. Таковыми являются четыре месяца: мухаррам, раджаб, зуль-ка'да и зуль-хиджжа. Имам аль-Газали пишет, что почитаемые меся­цы являются ценными периодами, в течение которых желательно (сунна) соблюдать пост. Табарани пишет, что пост в течение одного дня из почитаемых меся­цев ценится так же, как пост в течение тридцати дней в обычные месяцы.

Самым ценным из этих месяцев является зуль-хиджжа, а лучшим для соблюдения поста – мухаррам. В достоверном хадисе сказано: «После месяца рамадан самым лучшим для соблюдения поста является месяц мухаррам».

Сунной является также соблюдение поста 27-го числа месяца раджаб, то есть в день Ми'раджа.

Третий вид поста – запрещённый. Запрещено (харам) поститься в день праздника разговения Ураза-байрама и четыре дня праздника Курбан-байрама.

Достоинство месяца рамадана. Месяц рамадан – самый ценный и почетный месяц, ибо Всевышний увеличивает в этот месяц наши деяния на 700 раз. По этому мы имеем шанс, побольше совершая благие деяния в этот месяц получать за малую работу большую прибыль.

От Салмана аль-Фарисипередают: «Посланник Аллахачитал нам проповедь в последний день месяца ша'бан, и сказал: «О люди! К вам приближается великий месяц, в нём есть ночь Предопре­деления, которая лучше тысячи месяцев, пост в этом месяце Аллах сделал обязательным, а ночную молитву (таравих) – желательной. Совершивший в этом месяце благо приравнивается к выполнившему обязательное предписание (фарз) в другое время. Одна монета обязательного садака (закят) ценнее, чем гора золота желательного. Выполнивший обязательное в этом ме­сяце – к выполнившему семьдесят видов обязательного в другое вре­мя. Это месяц проявления терпения (сабру), а терпение вознаграждается Раем. Это ме­сяц жалости и сочувствия к бедным. Это месяц, когда увеличивается удел и пропитание ве­рующего. Тот, кто пригласит на разговение постящегося, освободится от Ада и заслужит прощение своих грехов».

Мы сказали: «О Посланник Аллаха! Не каждый из нас найдет то, чем можно накормить постящегося». Он ответил: «Аллах вознагра­дит так любого, кто накормит постящегося, пусть даже едой будет ложка кислого молока, глоток воды или финик. А тому, кто досыта накормит разговляющегося, простятся его грехи, Господь напоит его из моего водоема (хавз), и после этого глотка он никогда не испытает жажды, и Он даст ему дополнительно такое же вознаграждение как и тому, кого он накормил, при этом не уменьшая вознаграждение того. Это месяц, начало которого – милость, середина – прощение, а конец – освобождение от Ада.

В это время старайтесь как можно больше делать следующие четыре вещи: двумя из них вы заслужите довольство своего Господа, а в двух других нуждаетесь вы сами. Две, которые помогут вам заслужить довольст­во вашего Господа, повторение слова свидетельства (шахада), и просьба о прощении грехов (истигфар). А две другие, в которых нуждаетесь вы сами, – это просьба ввести вас в Рай и защитить от Ада»».

Пост – это поклонение (ибадат), возложенное Все­вышним на нас. Перед постом, как и перед другими поклонениями, мусульманин должен иметь намерение, т.е. намерение соблюдать пост ради довольства Аллаха тем, исполняя возложенные на него обязанности.

Пророк,его славные сподвижники, а затем последователи стремились проводить ночи Рамадана в поклонении Аллаху.

В одноимённых сборниках аль-Бухари и Муслима "ас-Сахих" со ссылкой на Ибн Аббаса, говорится:

كَانَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَجْوَدَ النَّاسَ وَ كَانَ أَجْوَدَ مَا يَكُونُ فِي رَمَضَانَ حِينَ يَلْقَاهُ جِبْرِيلُ وَ كَانَ يَلْقَاهُ فِي كُلِّ لَيْلَةٍ مِنْ رَمَضَانَ فَيَدْرُسُهُ الْقُرْآنَ فَلَرَسُولُ اللهِ صَلَّي اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَجْوَدُ بِالْخَيْرِ مِنْ الرِّيحِ الْمُرْسَلَةِ.

«Пророк был наищедрейшим человеком. И щедрее всего он был в Рамадан, когда его навещал Джибриль, и обучал Корану. Джибриль же навещал его каждую ночь месяца рамадан».

В хадисе говорится:

الصِّيَامُ وَالْقُرْآنُ يَشْفَعَانِ لِلْعَبْدِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ, يَقُولُ الصِّيَامُ أَيْ رَبِّ مَنَعْتُهُ الطَّعَامَ وَ الشَّهَوَاتِ بِا لنَّهَارِ فَشَفِّعْنِي فِيهِ, وَ يَقُولُ الْقُرْآنُ مَنَعْتُهُ, النَّوْمَ بِا للَّيْلِ فَشَفِّعْنِي فِيهِ, قَالَ فَيُشَفَّعَانِ.

«Пост и чтение Корана в Судный день заступаются за раба. Пост скажет: «О Аллах, я его оберегал от еды и поло­вых увлечений, прими мое заступничество за него». Коран скажет: «Я его оберегал ночами от сна, прими мое заступничество за него». Затем их просьбу исполнят» (Хаким ****).

Поэтому в месяц рамадан необходимо стараться все больше уделять внимание к чтению Корана.

Сахур и ифтар. Сахур – это пища, принимаемая до рассвета, а ифтар – это вечерняя трапеза. Принятие пищи до рассвета является сунной. Пророк Мухаммад * сказал: «Ешьте пищу до зари, так как в пище этой есть благо (баракат, т.е. благословение от Аллаха)».

Сахур способствует соблюдению поста в предстоящий день. Проснувшись до рассвета, мусульманину рекомендуется обратиться к Аллаху с мольбой (ду‘а) о прощении за свои грехи и просить о другом желаемом, так как в это время мольбы мусульман могут быть приняты Аллахом.

Что касается значения вставания на сахур, то Мустафа Мухаммад Аммарат пишет: «Посланник Аллаха склонил нас к вставанию перед рассветом, поскольку оно включает и поминание Аллаха, и славос­ловие Аллаху (тасбих), и чтение Корана, и соверше­ние тахаджуда (намаза-сунната), и своевременное со­вершение после рассветного намаза, то есть это время благоприятное, подходящее для этих дел».

Благодать (баракат) вставания перед рассветом заключена в совершении этих деяний: встаёшь, совер­шаешь омовение, совершаешь намаз – тахаджуд и при­ступаешь к приёму пищи. Лучше всего перед рассве­том употреблять финики и после этого проводить вре­мя в ‘ибадате (поклонение Аллаху).

Но если, только проснувшись, человек сразу приступает к приёму пищи, даже не умывшись, и набивает себе желудок, а затем снова засыпает, даже не вставая вовремя для совершения утреннего намаза, то и благодати он получит мало, и здоровью своему повредит.

Вставание и приём пищи перед рассветом является же­лательным (сунна) действием поста. В хадисе сказано: «Вы ешьте перед рассветом. Поистине в этом есть благо» (Бухари и Муслим), т.е от Аллаха можно получить благо и баракат.

В хадисе, переданном Хакимом, сказано: «Вы по­могите себе для поста приёмом пищи перед рассве­том, и сном до обеда для вставания ночью».

От Табарани и Ибну Хиббана передают хадис: «Аллах и Его ангелы благословляют тех, которые вста­ют и принимают пищу перед рассветом».

Сунна вставания перед рассветом считается вы­полненной, какой бы маленький кусок ни был съеден. Если мало принимают пищу, желательно это сделать тем же, чем желательно разговляться, т.е финика­ми. Время вставания наступает после полуночи. При­ём пищи до полуночи за предрассветный не считается. Алимы говорят, что время предрассветного вставания, это когда остаётся до рассвета одна шестая часть ночи. Самое достойное время ближе к рассвету.

В хадисе, переданном имамом Ахмадом, сказано: «Моя община будет в благоденствии, покуда будут откладывать вставание перед рассветом ближе к нему, рассвету, и спешить при разговении».

Если после на­ступления рассвета, во рту останутся остатки пищи, то если их тут же выплюнуть, пост не нарушается. Если же, видя наступление рассвета, проглотить то, что находилось во рту, пост нарушается.

Значимость своевременного разговения (ифтар) большая. В достоверном хадисе, приводимом аль-Бухари, го­ворится: «Не покинут блага мою общину (умму), пока они будут спешить разговляться». Имам Навави пишет, что этот хадис призывает нас разговляться сразу с наступлением срока разговения и сообщает, что дела уммы будут в порядке, пока они будут спешить делать это.

В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, говорится: «Всевышний Аллах говорит: «Самые любимые рабы Мои – это люди, разговляющиеся в самом начале сро­ка». То есть ближе всех к вознаграждению и благам Аллаха те, кто после захода солнца и наступления сро­ка разговения делают это сразу, не откладывая.

Исходя из достоверного слова, своевременное прекращение поста считается исполнением сунной только в том случае, если он прекращается употребле­нием продуктов питания. Если пост своевременно пре­кращён совершением других действий, нарушающих пост (например, вступлением в половые отношения с женой), то этот сунна не считается исполненным.

Срок разговения наступает с началом времени вечернего намаза, то есть с заходом солнца. Разговляться следует только тогда, когда станет очевидным наступление этого срока. Если это не очевидно, то лучше по­дождать с разговением. Если же есть сомнения, то разговляться запрещено (харам).

Согласно достоверному хадису, посланнику Ал­лаха* было достаточно свидетельства одного человека, утверждающего, что солнце зашло, чтобы считать на­ступившим срок разговения. Также достаточно услышать азан, возвещаемый добропорядочным мусуль­манином (адил).

Если звучит икамат (призыв к непосред­ственному началу намаза), или икамат уже прочитан, или имам уже вступил в намаз, то тому, кто ещё не разговелся и не уверен, что успеет быстро разговеться и вступить в намаз, чтобы не упустить ценность со­вершения намаза с имамом, лучше вступить в намаз и разговеться после намаза. Но тому, кто проголодался очень сильно, лучше вначале разговеться, а потом всту­пить в намаз, дабы во время намаза его не отвлекали мысли о еде.

Сунной является разговение финиками. В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ахмадом и Абу-Давудом, говорится: «Когда кто-либо из вас разговляется, пусть разговляется фиником, поскольку в этом благодать (баракат). Если же нет финика, то разговляйтесь водой, поскольку и это из очищающих».

Лучше всего разговляться свежими финиками, за ними по степени ценности следуют сушеные финики, затем вода «Зам-зам», затем обыкновенная вода, за­тем инжир, изюм, другие фрукты или сладости. Еще хорошо разговение молоком или мёдом.

Самым лучшим является разговение тремя или любым нечетным количеством фиников. Но сунной считается исполненным, если разговляться одним или двумя финиками. Разговление финиками укрепляет желудок. Если желудок пуст, то финики заменяет пищу, если же нет, то он выводит из желудка остатки пищи. Ибну Хаджар пишет, что лучше разговляться вовремя водой, чем финиками с опозданием.

Воду, набранную в рот во время разговения, нежелательно выплевывать, дабы не выплюнуть аро­мат, возникший во рту во время поста.

При ифтаре желательно читать ду‘а:

اللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ. فَتَقَبَّلْ مِنَّا اِنَّكَ انت السَّمِيعُ اْلعَليمُ.

«Аллахумма ляка сумту ва ‘аля ризкика ’афтарту фа такаббал мина иннака анта-с-сами‘у-ль-‘алим».

Смысл: «О Аллах, ради Тебя я соблюдал пост, в Тебя я уверовал, Твоими дарами я разговляюсь. Так прими его от нас! Поистине, Ты всеслышащий и всезнающий».

Намерение (ниййят) на пост. Чтобы пост был действительным, необходимым условием является намерение. Имамы четырех мазхабов пришли к мнению, что для поста месяца рмадан необходимо произнести на­мерение. Пост без намерения не принимается. Намерение на пост можно делать, начиная с вечера и до рассвета. Лучше всего совершить намерение вечером после разговения. Пост, который не был совершён в своё время, в месяце Рамадане, нужно возместить в любые другие месяцы в качестве долга.

Намерение совершается сердцем, и человек, пожелав­ший соблюдать пост предстоящего дня, считается совершив­шим намерение, даже если не произнёс слова намерения вслух. Также считается сделавшим намерение человек, который встал на сахур с мыслями о соблюдении поста. Пожелавшему соблюдать пост желательно вслух сделать намерение: «Я вознамерился соблюдать пост завтрашнего дня месяца Рамадан».

Для желательных суннат постов, достаточно намерения, сделанного до обеда дня поста с условием остережения от всего что портит пост с восхода солнца этого дня. Имам Малик говорит, что как для обяза­тельного поста, так и для желательного намерение нужно прочитать ночью.

Обязательные составляющие поста. Пост имеет две обязательные составляющие. При от­сутствии хотя бы одной из них, пост не действителен.

1. Намерение. Его делают сердцем. Срок же его на­ступает с вечера и длится до рассвета дня поста. Если не сделали намерение, то весь следующий день обя­зательно нужно воздержаться от еды и питья. Но этот день нужно потом возместить. Порядок полного намерения поста таков: «Я намереваюсь соблюдать обязательный пост завтра в месяце рамадан этого года ради Аллаха». Во время желательного поста, если вы ночью забыли сделать намерение, то его можно сделать до обеда дня поста.

2. Вторая составляющая – это воздержание от всех действий, нарушающих пост, с рассвета до захода солнца.

Действия, нарушающие пост. Пост нарушает умышленный приём пищи, питья (если кушать по забывчивости, пост не нарушается). Также пост нарушает преднамеренное введение в тело через любое естественное отверстие чего угодно.

Если капнуть в ухо что-нибудь или засунуть спичку, пост нарушает­ся. Пост также нарушает курение и клизма. Если проглотить слюну после растворения в ней сахара или другой пищи, пост нарушается. С проглатыванием слюны или с проникновением внутрь через рот или нос пыли или насекомых, пост не нарушает­ся.

От проглатывания наджасы (нечистоты), например слюны, смешанной с кровью из десен, пост нарушается, но если по какой-либо причине трудно избежать этого, то это простительно (афву), и пост не нарушается. Постящийся должен быть осторожен при полоскании рта и носа. Если при старании глубоко прополо­скать нос и рот, вода попадёт внутрь, то пост нарушает­ся. Поэтому крайне нежелательно так полоскать рот во время поста. Если что-нибудь попадёт внутрь вследствие принуждения, незнания или забывчивости, то пост не нарушается. Преднамеренная рвота нарушает пост.

Если человек преднамеренно нарушит свой пост путём совершения полового акта, то не только нарушается его пост, а ещё облага­ется и искуплением (каффаратом) – беспрерывный двухмесячный пост. Если пропустить при этом хоть один день, то отсчёт двух месяцев начинается заново.

Пост, так же как и намаз, нарушается, если человек сойдёт с ума, потеряет сознание, впадёт в куфр (совершит действие, приво­дящее в неверие, языком или сердцем). Пост также нарушают месячные и послеродовые выделения женщины.

Если, подумав, что солнце уже зашло, открыл пост, а потом стало ясно, что оно не заходило, то этот пост нару­шается, и его необходимо возместить. Также нарушается пост, если, подумав, что ещё не рассвело, поел, а потом оказалось, что уже был рассвет.

Ночь предопределения ивозвышения («лайлат аль-кадр»). О достоинстве поклонения (‘ибадата) ночью существует много аятов и приводится много хадисов. Согласно им, ночное поклонение успокаивает сердце и душу, развязывает узел иблиса, уберегает от Ада, освобождает от тяжести допроса в день Суда, исполняет просьбы, улучшает здоровье и зрение, избавляет от болезней. Например, если супруги ночью разбудят друг друга для поклонения Аллаху, они становятся ближе друг другу, им ниспосылаются блага Аллаха. Человеку, возвышающему ночное поклонение, спускаются ангелы милости, райские девы-гурии радуются ему, Всевышний обращает на него взор милости и милосердия, ему представляют место в тени ‘Арша, в делах он будет удачлив и счастлив, Аллах убережёт его.

Последние десять ночей рамадана считаются лучшими для поклонения в году, и поэтому все мусульмане должны выискивать возможности для того, чтобы провести их в служении Аллаху. Пророк Мухаммад * и многие сподвижники в последние десять дней рамадана уединялись в мечети для богослужения. Этот обряд получил название и‘тикаф. Главное событие последних десяти ночей рамадана – Ночь предопределения и возвышения (Лайлат аль-Кадр).

От Ка'ба рассказали: «В Сидрат аль-Мунтаха самое почётное и возвышенное место в небесном царстве в поминании Аллаха находятся ангелы, число ко­торых знает лишь Всевышний Аллах. Среди них нахо­дится и ангел Джибриль (а.с). Они кротки и жалостливы к верующим. В ночь «Лайлат аль-Кадр» они спускаются на землю, и не остаётся на земле места, где бы не сделал земной поклон (суджда) ангел. Каждый ангел молится за праведных мусульман. Со всеми, кто эту ночь проводит в поклонении Всевышнему, Джибриль здоровается за руку. Как людей привлекает красивая внешность человека, так и ангелов привлекает добрая душа, и они желают посещать таких людей. Доброта души зависит от познания Аллаха * и смирения»[59].

Имам Газали пишет в книге «Ихъя‘»: «В после­дние десять дней рамадана Пророк сворачивал и убирал постель, и потуже затягивал ремень. И своим сподвижникам тоже повелевал проявлять усердие в поклонении (‘ибадат), потому что одна из этих десяти ночей является ночь Лайлат аль-Кадр».

Великий учёный Мухаммад Тахир аль-Карахи пишет со слов имамов в книге «Шарх ал- Мафруз»: «Быть в и'тикафе всегда желательно, но в последние десять дней ра­мадана ещё более достойно». Поклонение человека, совершённое в эту ночь, лучше деяний, со­вершённых за тысячу других месяцев, в которых нет той священной ночи. Если даже поклоняющийся не увидит «Лайлат аль-Кадр», он получит воздаяние, а если увидит, то воздая­ние будет совершенным.

В хадисе, рассказанном Байхаки, говорится: «Тот, кто в месяце рамадан вечерние и ночные намазы совершит в коллективе, полу­чит полное воздаяние ночи Лайлат аль-Кадр». Целью бдения в эту ночь должно быть проведение её в поклонении и поминании Аллаха. Некоторые алимы говорят, что достаточно не спать какую-то часть ночи. Есть и такие, кто даже совершение ночной молитвы намаз тахаджуд считают бдением.

О священной ночи Лайлат аль-Кадр Всевышний ниспослал целую суру Аль-Кадр. В этой суре Всевышний Аллах поясняет, что в эту ночь с Хранимых Скрижалей на нижние небеса был перенесён Коран. Эта ночь доро­же тысячи месяцев. Именно в эту ночь ангел Джибриль и другие ангелы спускаются на нижние небеса с повелениями Аллаха. Людям ниспосылается приветствие Всевышнего, и продолжается это до рассвета.

Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк * сказал: «Тому, кто проведёт в молитве ночь Лайла­т аль-Кадр с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». В другом хадисе ска­зано: «простятся и те грехи, которые он совершит поз­же».

У имамов нет единого мнения относительно того, на какую ночь приходится Лайлат аль- Кадр. В книге «Итхаф» приводятся их утверждения, которые сводятся к следующему: «Лайлат аль-Кадр может быть в лю­бую ночь месяца рамадан. Большинство имамов утверждают, что эта ночь одна из последних десяти ночей рамадана. Среди последних преобладает мнение, что эта ночь приходится на одну из нечётных ночей последней трети месяца – 23, 25, 27, 29 число.

В книге «Ан-насаих ад-диния» говорится: «Мусульманину лучше во все ночи рамадана творить добрые дела и быть готовым встретить ночь Лайлат аль-Кадр. Он не должен отвле­каться на мирские забавы. Есть и те, которые говорят, что она скрыта во всех ночах».

При бдении в эту ночь нужно много читать салават, зикр, Ко­ран, совершать намазы, ночной и утрен­ний намазы совершать коллективно в мечети, увеличить молитвы (ду‘а). Про­рок порекомендовал читать в эту ночь такое дуа:

"اللهم إنك عفو تحب العفو فاعف عني".

«О мой Аллах, Ты прощаешь, Ты лю­бишь прощать, прости и меня».Также рекомендуется читать молитву: «... اله الاالله وحده لاشريك لهلا» до конца.

Вопросы и задания:

1. Какие действия желательно совершать после омовения до вступления в намаз?

2. Выучите слова азана и икама и молитву которую желательно читать после них.

3. Нормы оглащения азана и икама.

4. Как отвечать на азан и икама?

5. Выучите азкары которые читают после намаза.

6. Расскажите общий смысл этих азкаров.

7. Расскажите о сущности мусульманского поста.

8. Какие бывают категории постящихся?

9. Расскажите о пользе поста.

10. Выучите наизусть молитву разговения.

11. Когда и как делается намерение на пост?

12. Какие существуют рановидности постов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: