С системной точки зрения человек может быть представлен следующей системой (рис.3) с указанием присущих ему способностей (от Природы, от Творца, как кому будет угодно), которые являются проявлениями в человеке объективных всеобщих законов Мира (среди которых важнейший для нашей темы закон самоорганизации-саморазвития материального мира):
Воля
Рис.3
Ум
Эмоции Чувства
Способности, взаимосвязанные с мышлением
Линиями обозначены взаимосвязи указанных феноменов; нам, например, хотелось подчеркнуть, что воля человека неразрывно взаимосвязана с его нравственными чувствами.
Способности, взаимосвязанные с мышлением:
1. Избирательность - выбирание предметов – нормальный психически человек изначально обладает способностью выбирать предметы, т.е. сосредотачивать свое внимание на чем-то, выделяя какие-то предметы. Это – первичное познавательное действие (выбирание - первая исходная мыслительная операция) природного аппарата сознания (далее мы объясним это понятие). Причем субъект может выбирать, выделять и те предметы, которые реально не существуют, а лишь обозначены знаками.
2.Сопоставления предметов. Это понятие означает способность субъекта выбирать 2 и более предмета, т.е производить вторую мыслительную операцию, устанавливая самостоятельно какую-то (может и не реальную) связь между 2 и более предметами. Например, вы сдали пальто в гардеробе театра и получили номерок. Гардеробщица сама установила связь между пальто и этим номерком.
3.Самоорганизации - способности людей создавать человеческие объединения – социальные объединения - семьи, роды, племена, профессиональные группы, организации, народы, классы, нации – сознательное объединение людей для сознательной совместной деятельности во имя выживания и развития.
4.Создавать, накапливать и использовать «духовные» результаты познания мира (духовную часть Культуры) независимо от биологических способностей (природного аппарата);
5. Создавать, накапливать и развивать материальную часть Культуры (орудия и предметы труда, сооружения, памятники, картины и т.д.) независимо от биологического аппарата;
Вокруг нижних концов этого треугольника как центров, могут быть показаны две окружности (рис.4), изображающие сферы сознательно-чувственно-эмоционального («природного аппарата» сознания) и сознательно-чувственно-рассудочного («знакового аппарата» сознания). Сознания, как свойства материального мыслящего существа. Мыслящего своим мозгом, каким-то состоянием клеток мозга.
Рис.4
1 2