Исполнение роли первично по отношению к «Я». Роли не возникают из «Я», но «Я» может возникнуть из ролей (96).
Я.Л. Морено
Для первой вселенной человека характерно то, что человек с самого рождения действует в соматических ролях, не будучи с ними знаком на сознательном уровне. Морено чаще всего называет эти роли «психосоматическими ролями». Термин «психосоматическая роль», однако, уже указывает на переход к новой ролевой категории, категории психических ролей. Если бы этот переход не произошел, человек остался бы на уровне анималистического бытия. В соматических, или соматопсихических, ролях, например в роли принимающего пищу, новорожденный вступает в отношения с матерью и важнейшими свойствами мира. Он пока еще не делает различия между «Я» и «Ты», между людьми и предметами, равно как между собой и своим телом. Ребенок действует в ролях, их не зная. Его жизнь представляет собой действие в соматопсихических ролях, и в этом действии он воспринимает мир как единственное явление. Первую вселенную как стадию, на которой ребенок воспринимает себя тождественным с миром, Морено называет стадией, или матрицей, вселенской идентичности (87). Интегральной составляющей первой вселенной является мать. Она обеспечивает контакт ребенка с грудью или бутылочкой, заботится о нем и оберегает от холода. Вместе с младенцем они образуют интеракциональное единство. На этой стадии, равно как и в последующей жизни, интеракция или, лучше сказать, кооперация осуществляется благодаря процессам разогрева (warming-up processes) (87). Процессы разогрева развертываются в неравномерно распределенных по телу зонах, причем какая-либо конкретная часть тела, например рот, еще не образует зону, а представляет собой лишь ее часть или сегмент. Говоря о зонах, Морено имеет в виду специфические для ролей интеракционалъные зоны. Например, в «психосоматической» или, точнее сказать, со-матапсихической роли принимающего пищу ребенок разогревается, концентрируясь на интеракциональной зоне, к которой помимо его рта относятся также грудной сосок и молоко матери. Разогрев вызывает состояние спонтанной актуализации (87), актуализирующее комплементарные роли причастных к интеракциональной зоне индивидов, в нашем примере — роли сосущего молоко ребенка и кормящей грудью матери. Принимая роли, релевантные их актуальному состоянию, мать и ребенок образуют ролеспецифическое акциональное единство. В результате возникают взаимные ролевые ожидания, закладывающие основу всех последующих ролевых интеракций ребенка с другими людьми.
|
|
Рис. 4. Развитие образа мира у ребенка. Слева: Матрица вселенской идентичности: внешний круг изображает мир ребенка. Маленькие кружки внутри изображают живые существа, четырехугольники — объекты, например бутылочку. Кружки и четырехугольники перекрывают друг друга. Это означает, что ребенок еще не способен видеть разницы между рукой и бутылочкой. Его переживание акционально ориентировано. Бутылочка, рука матери и сосущий рот воспринимаются ребенком в единстве. Справа: Матрица вселенской реальности: внешний круг изображает мир ребенка. Маленькие кружки и четырехугольники представляют людей и объекты. Теперь они разделены. Все они вписаны в один и тот же внешний круг, поскольку ребенок переживает их в равной степени реально. Из: Moreno, J.L. Psychodrama. Vol. I, p. 74—75.
|
|
По аналогии с функциональным единством матери и ребенка, представляющего собой на эмбриональной стадии матрицу органического развития, Морено рассматривает интеракциональное единство матери и ребенка в первой вселенной в качестве матрицы социального развития человека. Иногда она также называется матрицей идентичности, или социальной плацентой (87).
Подобно тому как органическая плацента поставляет младенцу питательные вещества, необходимые для его органического развития, социальная плацента обеспечивает субстанциональную основу для социального развития младенца в homo interagens.
Своеобразие социального развития человека вытекает из того факта, что человек по сравнению с большинством видов животных вступает в мир совершенно беспомощным существом, так сказать, существом, родившимся преждевременно. Однако он рождается в момент, который — как утверждает Морено — в стратегическом отношении для дальнейшего развития более удачно спланировать попросту невозможно. Преждевременные сроки рождения делают интеракциональное единство матери и ребенка жизненно важным требованием. В этой матрице нашего социального развития переживание совместного бытия, совместного чувствования и совместного действования становится глубинным переживанием тождественности новорожденного с миром и образует основу для последующего доверия к собственному бытию. Оно соответствует описанному Эриксоном исконному доверию. Безмятежное течение интеракций между матерью и ребенком, выступающими в комплементарных ролях и эмоционально целиком обращенными друг к другу, могло бы служить эталоном для всех последующих процессов теле, то есть эталоном сообразного ситуации восприятия двумя людьми друг друга с вытекающими из него адекватными ролевыми ожиданиями, которые сбываются благодаря соответствующему ролевому поведению в креативной интеракции.
Морено всегда уделял особое внимание человеческим интеракциям или, лучше сказать, «сфере между индивидами» (90), ведь все выявляемые с помощью социометрии и психодрамы феномены, равно как и вышеупомянутые интеракциональные зоны и процессы разогрева, относятся к этой сфере. Огромное значение двух последних можно понять хотя бы из того, с какой силой они притягивают к себе внимание ребенка. В фазе разогрева и в течение последующих интеракций младенец настолько сконцентрирован на интеракциональной зоне, что даже щекотание стопы ничуть не мешает ему в его активной роли принимающего пищу или заинтересованно глядящего. Все остальные роли в этот момент являются латентными (68).
Морено задался вопросом о причине и последствиях этой необычайно сильной концентрации ребенка на стадии вселенской идентичности и на основе своих наблюдений и размышлений пришел к следующему выводу: в качестве причины следует рассматривать акциональный голод (87) новорожденного. Он говорит о синдроме акционального голода, побуждающем ребенка душой и телом отдаться действию и целиком концентрироваться на начатом.
|
|
Следствием этой акциональной напряженности являются специфическое для младенца и маленького ребенка переживание времени, а также, по всей вероятности, амнезия стадии вселенской идентичности. Ребенок воспринимает время в настоящем, вернее, в данный момент. Маленький ребенок «разогревается» актуализированной в настоящий момент, непосредственной ситуацией, то есть непосредственным параметром времени. Все его существо настолько охвачено процессами разогрева, что, похоже, не остается ни одной свободной инстанции для наблюдения за событием и его регистрации.
В конце стадии первой вселенной ребенок начинает различать окружающих людей и предметы, а иногда даже их узнавать. В целом, однако, он переживает их и познает только в тот момент, когда они реально присутствуют. Представление или воспоминание, если таковое уже имеется, воспринимается таким же реальным, как реальные люди и объекты. В отличие от стадии переживания тождественности с миром, матрицы вселенской идентичности, эта вторая фаза первой вселенной, фаза переживания одного только вещно реального мира, получила у Морено название матрицы вселенской реальности (87).